В Курском областном музее археологии хранится стеклянный витой браслет. Браслет найден археологом Владимиром Васильевичем Енуковым во время исследования древнерусского поселения у деревни Липино (Октябрьский район, Курская область).
На полу жилища, сгоревшего в конце XII — начале XIII веков, археологи обнаружили скелет молодой женщины. Вероятно, она пыталась спрятаться во время вражеского нападения на поселение в подклете дома. Но дом загорелся, и девушка была завалена рухнувшими бревнами. Несмотря на то, что нападение врагов, скорее всего, произошло в будний день, на костях рук скелета археологи обнаружили бронзовый и стеклянный браслеты, которые женщина не снимала даже во время повседневных хлопот по дому и хозяйству. Всего браслетов на руках было четыре. На левой руке — три стеклянных крученых браслета: фиолетовый (целый), коричневый и розоватого цвета. Два последних почти не сохранились. На правой руке — частично сохранившийся бронзовый браслет, свитый из трех проволок. У головы погибшей были найдены железная обоймица и бронзовый ложновитой перстень.
В древнерусское время браслеты назывались «запястье» или «обручье». Стеклянные браслеты в виде сплошных обручей из гладкого или витого стекла были очень популярны и часто встречаются во время раскопок древнерусских городов. В сельской местности они были менее распространены — вероятно, вследствие своей хрупкости и недолговечности. На Русь традиция изготовления стеклянных браслетов пришла из Византии. Русские мастера обычно использовали стекло двух видов: калиево-свинцово-кремнеземное стекло в Киеве и свинцово-кремнеземное стекло в Полоцке, Смоленске и Новгороде.
Как правило, русские украшения окрашены в фиолетовый, бирюзовый, синий, желтый, зеленый и коричневый (оливковый) цвета. Благодаря многочисленным находкам хорошо сохранившихся целых браслетов в ряде курганов в Киеве, Подмосковье и на территории мерянских племен, проживавших в Верхнем Поволжье, ученым удалось с точностью восстановить процесс их изготовления. Без этих находок, лишь по осколкам, было бы невозможно установить место и время изготовления браслетов. За основу большинства браслетов брали отрезок стержня, вытянутого из раскаленной стеклянной массы. Затем его обрезали и закрепляли концы. Шов, образовавшийся на месте крепления, зачастую украшали различными орнаментами.
На полу жилища, сгоревшего в конце XII — начале XIII веков, археологи обнаружили скелет молодой женщины. Вероятно, она пыталась спрятаться во время вражеского нападения на поселение в подклете дома. Но дом загорелся, и девушка была завалена рухнувшими бревнами. Несмотря на то, что нападение врагов, скорее всего, произошло в будний день, на костях рук скелета археологи обнаружили бронзовый и стеклянный браслеты, которые женщина не снимала даже во время повседневных хлопот по дому и хозяйству. Всего браслетов на руках было четыре. На левой руке — три стеклянных крученых браслета: фиолетовый (целый), коричневый и розоватого цвета. Два последних почти не сохранились. На правой руке — частично сохранившийся бронзовый браслет, свитый из трех проволок. У головы погибшей были найдены железная обоймица и бронзовый ложновитой перстень.
В древнерусское время браслеты назывались «запястье» или «обручье». Стеклянные браслеты в виде сплошных обручей из гладкого или витого стекла были очень популярны и часто встречаются во время раскопок древнерусских городов. В сельской местности они были менее распространены — вероятно, вследствие своей хрупкости и недолговечности. На Русь традиция изготовления стеклянных браслетов пришла из Византии. Русские мастера обычно использовали стекло двух видов: калиево-свинцово-кремнеземное стекло в Киеве и свинцово-кремнеземное стекло в Полоцке, Смоленске и Новгороде.
Как правило, русские украшения окрашены в фиолетовый, бирюзовый, синий, желтый, зеленый и коричневый (оливковый) цвета. Благодаря многочисленным находкам хорошо сохранившихся целых браслетов в ряде курганов в Киеве, Подмосковье и на территории мерянских племен, проживавших в Верхнем Поволжье, ученым удалось с точностью восстановить процесс их изготовления. Без этих находок, лишь по осколкам, было бы невозможно установить место и время изготовления браслетов. За основу большинства браслетов брали отрезок стержня, вытянутого из раскаленной стеклянной массы. Затем его обрезали и закрепляли концы. Шов, образовавшийся на месте крепления, зачастую украшали различными орнаментами.