В Курском музее археологии хранится матрица — один из главных инструментов древнерусских ремесленников. Матрицы использовались для производства различных украшений. Они составляют собой огромный и малоизученный культурно-исторический пласт, неразрывно связанный с историей Древней Руси.
Матрица была случайно найдена в Курском районе. Она выполнена в форме шарового сегмента с лунообразным вырезом верхнего края. Лицевая сторона выпуклая, украшенная углубленным узором в виде завитков и треугольника, обратная же сторона плоская и гладкая. Подобные матрицы использовались для тиснения узора на тонких металлических пластинах, служивших основой при изготовлении женских височных украшений — колтов, полых металлических подвесков, прикреплявшихся к головному убору. Чаще всего тиснение производилось на тонких листах серебра, реже — золота или меди.
Поверх листа, на котором должен был быть оттиснут рисунок матрицы, обычно клали свинцовую пластинку, и по этой мягкой прокладке ударяли деревянным молотком, заставляя свинец (а за ним и лист металла) заполнять все углубления матрицы. Пластичность свинца способствовала точному повторению форм матрицы на обрабатываемом металлическом листе. Получившаяся при тиснении заготовка дорабатывалась гравировкой при помощи стального резца-штихеля. После этого углубления заливались чернью (сплавом серы, серебра и меди) и обжигались в горне для прочного скрепления черни с металлом. После остывания изделие полировалось до придания черни зеркального блеска.
Техника тиснения была наиболее продуктивна при производстве украшений, рассчитанных на массового покупателя. Изготовление изделий с помощью матриц и пуансонов — это очень древнее изобретение ремесленников. Такой способ производства позволял создавать однотипные изделия в довольно большом количестве, что удовлетворяло потребности членов общества. Наряду с чеканкой и гравировкой, еще более древними способами создания украшений, матрицы были основными средствами производства для множества мастеров — ремесленников различных народов древности. Конечно, особые заказы властителей и знатных людей выполнялись ювелирами индивидуально, но и ювелиры использовали матрицы. Таким образом, изобретение матриц стало первым шагом к созданию массового искусства.
Матрица была случайно найдена в Курском районе. Она выполнена в форме шарового сегмента с лунообразным вырезом верхнего края. Лицевая сторона выпуклая, украшенная углубленным узором в виде завитков и треугольника, обратная же сторона плоская и гладкая. Подобные матрицы использовались для тиснения узора на тонких металлических пластинах, служивших основой при изготовлении женских височных украшений — колтов, полых металлических подвесков, прикреплявшихся к головному убору. Чаще всего тиснение производилось на тонких листах серебра, реже — золота или меди.
Поверх листа, на котором должен был быть оттиснут рисунок матрицы, обычно клали свинцовую пластинку, и по этой мягкой прокладке ударяли деревянным молотком, заставляя свинец (а за ним и лист металла) заполнять все углубления матрицы. Пластичность свинца способствовала точному повторению форм матрицы на обрабатываемом металлическом листе. Получившаяся при тиснении заготовка дорабатывалась гравировкой при помощи стального резца-штихеля. После этого углубления заливались чернью (сплавом серы, серебра и меди) и обжигались в горне для прочного скрепления черни с металлом. После остывания изделие полировалось до придания черни зеркального блеска.
Техника тиснения была наиболее продуктивна при производстве украшений, рассчитанных на массового покупателя. Изготовление изделий с помощью матриц и пуансонов — это очень древнее изобретение ремесленников. Такой способ производства позволял создавать однотипные изделия в довольно большом количестве, что удовлетворяло потребности членов общества. Наряду с чеканкой и гравировкой, еще более древними способами создания украшений, матрицы были основными средствами производства для множества мастеров — ремесленников различных народов древности. Конечно, особые заказы властителей и знатных людей выполнялись ювелирами индивидуально, но и ювелиры использовали матрицы. Таким образом, изобретение матриц стало первым шагом к созданию массового искусства.