Непременной частью национального костюма у коренных жителей Крайнего Севера издавна служила обувь из оленьего камуса, кожи или ровдуги (оленья или лосиная замша). Летом носили короткие сапоги няра из продымленных камусов оленя, лошади или лося мехом наружу или кожаные «калоши» чирки с толстыми кожаными чулками или вязаными носками. Для зимы шили пимы — сапоги мехом наружу, под которые надевали чулки мехом внутрь.
Своеобразное строение волосков на камусе способно создавать «воздушные камеры», обеспечивающие хорошую теплопроводность. Кроме того, меховая обувь комфортна, приятна на ощупь, защищают стопы и голени от повреждений.
Камус — это шкура, снятая с голени ластоногих (нерпы), лошадиных или, как в случае с пимами, оленевых (северного оленя, косули, лося). Материал всегда подбирали и подготавливали заблаговременно, учитывая не только качество, но и цвет меха: традиционно пимы делали двухцветными, выше всего ценились серые и белые.
Шкурки растягивали, на время замораживали, затем вымачивали, сушили, мяли и помещали в опилки для сохранности. На одну пару мужских пимов требовалось от 8 до 13 отрезов камуса, на пару женских — обычно не больше 7–8.
Подготовленный камус раскладывали мехом внутрь, вырезали ножом отдельные детали, сшивали, делали подкладку, после чего выворачивали изделие на лицевую сторону. На этом работа не заканчивалась: требовалось еще сделать подошву и пришить манжеты.
На женских пимах переднюю полоску камуса делали уже, чем на мужских, и завершали узким мыском, не доходящим до носка. Узор помещали в самом низу, иначе его не было бы видно из-под длинной одежды.
Представленные сапоги-пимы сшиты из цельнокроеной подошвы, переда и голенища в длину ноги, с широким раструбом. Для пошива голенища использованы несколько вертикальных полос меха, для эллипсовидной подошвы — «щетка», кожа между копытами или со лба оленя. Ворсинки на пимах направлены сверху вниз, что позволяет снегу соскальзывать с их поверхности, оставляя ногу сухой. Сухость обеспечивают и стельки из высушенной травы.