Эдмонд де Схампфелер — представитель бельгийской школы живописи, художник-пейзажист и гравер. Родился в Брюсселе в 1824 году. Учился у Эжена-Франсуа де Блока в Антверпене. Работал несколько лет в Мюнхене, писал пейзажи, гравировал офорты с оригиналов. Пребывание в Барбизоне, а также влияние пейзажиста Теодора Фурмуа определило его живописную манеру. Писал в основном реалистические пейзажи с озерами. Эдмонд де Схампфелер путешествовал в поисках мотивов для картин. Пейзажи и офорты Схампфелера находятся в собраниях Британского музея, Музея Виктории и Альберта, Государственного музея Нижней Саксонии.
В XIX веке реалистический пейзаж переживает свое становление. В академической живописи пейзажу отводилась скромная роль фона — места действия главных героев, мифологических или исторических персонажей. Классицистический или романтический пейзаж, в свою очередь, не отличался вниманием к натуре, вид зачастую мог быть выдуманным: в классицизме — излишне сухим, а в романтизме, напротив, — приукрашенным. В 1831 году французские художники Теодор Руссо, Жюль Дюпре и Нарсис Диаз представили на выставке Парижского салона работы, обозначившие новое направление в пейзажной живописи — реалистическое. Художников прозвали «барбизонцами» по названию деревни Барбизон в лесу Фонтенбло, куда впервые для работы над этюдами приехал Руссо.
Художники утверждали самостоятельную ценность пейзажа, красоту сельской природы, национального ландшафта. Именно барбизонцы впервые начали работать на пленэре, создавая этюды на свежем воздухе, а заканчивая картины в мастерской. Впоследствии этот метод стал основным для пейзажистов, особенно импрессионистического направления.
«Туманное утро» Эдмонда де Схампфелера — реалистический лесной пейзаж. Несмотря на то, что фигуры пастухов еще производят впечатление стаффажа, в пейзаже создана световоздушная перспектива. Вдали в утреннем тумане теряются очертания деревьев и высокого здания, из трубы дома поднимается дым. Лучи солнца, пробивающиеся сквозь дымку, создают ощущение свежести теплого утра.
В XIX веке реалистический пейзаж переживает свое становление. В академической живописи пейзажу отводилась скромная роль фона — места действия главных героев, мифологических или исторических персонажей. Классицистический или романтический пейзаж, в свою очередь, не отличался вниманием к натуре, вид зачастую мог быть выдуманным: в классицизме — излишне сухим, а в романтизме, напротив, — приукрашенным. В 1831 году французские художники Теодор Руссо, Жюль Дюпре и Нарсис Диаз представили на выставке Парижского салона работы, обозначившие новое направление в пейзажной живописи — реалистическое. Художников прозвали «барбизонцами» по названию деревни Барбизон в лесу Фонтенбло, куда впервые для работы над этюдами приехал Руссо.
Художники утверждали самостоятельную ценность пейзажа, красоту сельской природы, национального ландшафта. Именно барбизонцы впервые начали работать на пленэре, создавая этюды на свежем воздухе, а заканчивая картины в мастерской. Впоследствии этот метод стал основным для пейзажистов, особенно импрессионистического направления.
«Туманное утро» Эдмонда де Схампфелера — реалистический лесной пейзаж. Несмотря на то, что фигуры пастухов еще производят впечатление стаффажа, в пейзаже создана световоздушная перспектива. Вдали в утреннем тумане теряются очертания деревьев и высокого здания, из трубы дома поднимается дым. Лучи солнца, пробивающиеся сквозь дымку, создают ощущение свежести теплого утра.