Картина «Петр Первый в кузнице» художника Олега Лебедева является замечательным образцом исторической живописи. Его работу Варнавинскому музею подарило Нижегородское художественное училище. К сожалению, практически ничего не известно как о самом художнике, так и об обстоятельствах создания картины. Однако сама работа отсылает зрителя к одному их самых прославленных периодов в истории России: временам царствования Петра Первого и его эпохе великих преобразований.
В центре картины изображен император, сидящий на скамье в рабочей одежде. Рядом с ним справа стоят два кузнеца, а слева — двое мужчин одетых в так называемое «немецкое платье», моду на которое завел сам царь. Разными одеждами Лебедев обозначил контраст между знатью и Петром: известно, что царь принимал самое активное участие в строительстве первого российского флота и становлении России как ведущей военно-морской империи Европы.
Петр I вошел в историю как первый российский император, реформатор, полководец, но прежде всего — как создатель отечественного флота. Именно поэтому Лебедев изобразил его на фоне строящегося корабля, а на переднем плане в левом углу поместил массивный якорь. Еще в юности Петр понял, что без флота Россия не сможет стать великой державой и принялся всеми силами исправлять это положение. В самом конце XVII века появился Азовский флот, а уже в 1703 году был создан Балтийский флот: сильнейшее морское соединение современной России.
При этом неверно утверждать, что до Петра ни один российский правитель не пытался создать отечественный флот. Например, Иван Грозный в XVI веке активно использовал речной флот в кампаниях против Казанского и Астраханского ханств. Позже в середине XVII века во время войны со шведами в Московском царстве озаботились постройкой полноценного флота в акватории Балтики, но по условиям подписанного в 1661 году мирного договора русским пришлось сжечь все корабли и верфи.
Потерпев неудачу на севере, русские правители задумались о создании южного флота. В 1668 году в подмосковном селе Дединово был спущен на воду трехмачтовый парусный корабль «Орел»: первый русский корабль западноевропейского типа, который сам Петр называл «прадедушкой» отечественного флота. Летом следующего года «Орел» совершил первое трехмесячное плавание в Астрахань.
Судьба корабля сложилась трагично. Он служил мало, а в 1670 году, по одной из версий, был сожжен бунтовщиками, стоявшими на стороне Степана Разина. По другой версии, он пришел в негодность от многолетнего простоя. Тем не менее «Орел» стал важнейшей отправной точкой в истории создания отечественного флота, а сам Петр Первый переносил корабль в разные акватории, включая Переяславское (Плещеево) озеро. Здесь он заложил верфь и уже в 1692 году по озеру ходили два малых фрегата и три яхты. Именно момент корабельного строительства на Переяславском озере и изобразил Лебедев на картине «Петр Первый в кузнице».
В центре картины изображен император, сидящий на скамье в рабочей одежде. Рядом с ним справа стоят два кузнеца, а слева — двое мужчин одетых в так называемое «немецкое платье», моду на которое завел сам царь. Разными одеждами Лебедев обозначил контраст между знатью и Петром: известно, что царь принимал самое активное участие в строительстве первого российского флота и становлении России как ведущей военно-морской империи Европы.
Петр I вошел в историю как первый российский император, реформатор, полководец, но прежде всего — как создатель отечественного флота. Именно поэтому Лебедев изобразил его на фоне строящегося корабля, а на переднем плане в левом углу поместил массивный якорь. Еще в юности Петр понял, что без флота Россия не сможет стать великой державой и принялся всеми силами исправлять это положение. В самом конце XVII века появился Азовский флот, а уже в 1703 году был создан Балтийский флот: сильнейшее морское соединение современной России.
При этом неверно утверждать, что до Петра ни один российский правитель не пытался создать отечественный флот. Например, Иван Грозный в XVI веке активно использовал речной флот в кампаниях против Казанского и Астраханского ханств. Позже в середине XVII века во время войны со шведами в Московском царстве озаботились постройкой полноценного флота в акватории Балтики, но по условиям подписанного в 1661 году мирного договора русским пришлось сжечь все корабли и верфи.
Потерпев неудачу на севере, русские правители задумались о создании южного флота. В 1668 году в подмосковном селе Дединово был спущен на воду трехмачтовый парусный корабль «Орел»: первый русский корабль западноевропейского типа, который сам Петр называл «прадедушкой» отечественного флота. Летом следующего года «Орел» совершил первое трехмесячное плавание в Астрахань.
Судьба корабля сложилась трагично. Он служил мало, а в 1670 году, по одной из версий, был сожжен бунтовщиками, стоявшими на стороне Степана Разина. По другой версии, он пришел в негодность от многолетнего простоя. Тем не менее «Орел» стал важнейшей отправной точкой в истории создания отечественного флота, а сам Петр Первый переносил корабль в разные акватории, включая Переяславское (Плещеево) озеро. Здесь он заложил верфь и уже в 1692 году по озеру ходили два малых фрегата и три яхты. Именно момент корабельного строительства на Переяславском озере и изобразил Лебедев на картине «Петр Первый в кузнице».