В Книге поступлений Тамбовского областного краеведческого музея картина была записана «Пётр I и Кантемир», но в процессе атрибуции, а также на основании имеющихся иконографических материалов (в том числе литографии из собрания Государственного Русского музея) были внесены уточнения сюжета картины и автора оригинала.
Тем не менее история Димитрия Константиновича Кантемира чрезвычайно интересна. Писатель и ученый-востоковед взошел на молдавский престол уже после начала войны России с Османской империей. 13 апреля 1711 года Кантемир и Пётр I заключили договор. Молдавский господарь занимал роль царского советника по восточным вопросам и обязывался докладывать о турецком положении. Княжество Молдавское вступало в русское подданство, оставляя за собой суверенитет и внутренние традиции и привилегии, получало обратно земли, ранее захваченные турками, и освобождалось от турецкой пошлины. Разгневанная Порта потребовала выдать изменника, однако Пётр отказал.
В июле 1711 года русская армия, которой командовал граф Шереметев, выступила в Молдавию против турок. Пётр Великий отправился вместе с войском. Поход оказался для него неудачным: 120-тысячная армия противника и 70-тысячная конница крымских татар прижали русскую армию, насчитывавшую всего 40 тысяч единиц, к правой стороне реки Прут.
Пётр I, понимая бессмысленность прорыва, вынужден был согласиться на переговоры и заключить Прутский мир путем серьезных уступок.
Когда Прутский поход обернулся для русского войска неудачей, князь Димитрий, его семья и тысяча молдавских бояр вынуждены были бежать от преследований Порты и переселились в Россию. Здесь Кантемир получил княжеский титул, значительную пенсию и земли, а также «право жизни и смерти» над своими подданными.
Возвращаясь к настоящему сюжету литографии, стоит отметить, что выход в свет большеформатных литографированных листов был задуман издателем Андреем Прево к 170-летию со дня рождения Петра I. Изображена сцена спасения Петра Великого Екатериной во время русско-турецкой войны 1710–1713 годов. В шатре за столом сидит Пётр I, на полу у его ног лежит карта с изображением территории Османской империи, перед ним с поникшей головой стоит Меншиков. На втором плане — сцена передачи драгоценностей Екатерины двум придворным.
Русские художники, трактуя эпизод этого похода (Иван Дешевой с оригинала Василия Демидова, «Пётр Великий при реке Прут в 1711 году»), изображают Петра в палатке, советующегося с Меншиковым, а фигуру Екатерины отодвигают на задний план.