Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «ГИК №1. Дело агента Сапфир»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Дама под вуалью

Время создания
1899 год
Место создания
Россия. Москва
Размер
21,5x16,5 см
Техника
бумага, литография
Коллекция
Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека
4
Открыть в приложении
#1
Манасевич-Мануйлов И.Ф., Бентовин Б.И.
Дама под вуалью
#2
Главный герой пьесы «Дама под вуалью», которую вместе с драматургом Бентовиным переделал для русской сцены Иван Федорович Манасевич-Мануйлов — секретарь депутата (дело происходит во Франции). Оказавшись в неприятной ситуации, чтобы избежать полицейского наказания, секретарь выдает себя за самого депутата. Затем и другие персонажи вынуждены выдавать себя не за тех, кем они являются на самом деле. Возникает комическая путаница, которая разрешается к концу пьесы.
 
Происходящее в комедии-фарсе как нельзя лучше соответствует сюжетам биографии самого Манасевича-Мануйлова, который постоянно играл разные роли, притворялся, выдавал себя за кого-то другого и вообще мистифицировал факты своей жизни.
 
Отметим и другую примечательную деталь: в центре комедии — депутат, государственное лицо. Ивану Федоровичу Мануйлову, по-видимому, легко было черпать вдохновение для описания этого персонажа, ведь он всегда очень близко находился к власти и наблюдал государственных деятелей разного размаха. (Депутат в пьеске выставлен напыщенным дураком, хотя и безобидным.)
#10
Первый лист пьесы «Дама под вуалью». Санкт-Петербургская государственная Театральная библиотека
#3
В одном из правительственных секретных архивов сохранилось объемистое дело о коллежском ассесоре Иване Мануйлове. На обложке дела надпись: «Совершенно секретно. Выдаче в другие делопроизводства не подлежит». С 1895 по 1917 год заботливой рукой подшивались сюда всяческие документы и бумаги, касавшиеся коллежского асессора. В своей совокупности бумаги эти развертывают целое полотно жизни Ивана Федоровича: жизнь же его — подлинный роман приключений, в роде повести о Лазарилло из Тормез и других, подобных ей, воровских повестей, рассказывающих о похождениях и приключениях знаменитых мошенников, авантюристов и т. д. 
<…>
 
Происхождение Ивана Федоровича и начало его жизненной карьеры теряется во мраке неизвестности. Из формулярного списка видно, что в 1910 году он имел 40 лет, был лютеранского вероисповедания, окончил курс в реальном училище Гуревича и состоял на службе по императорскому человеколюбивому обществу. В сохранившемся в делах памфлете, явно департаментского или охранного пера, история жизненных успехов Мануйлова рассказана с пикантными подробностями: «еврейского происхождения, сын купца, Мануйлов, еще учеником училища, обратил на себя внимание известных в Петербурге педерастов Мосолова и редактора газеты «Гражданин» князя Мещерского, взявших под свое покровительство красивого, полного мальчика. Юношу Мануйлова осыпали деньгами, подарками, возили по шантанам и другим вертепам, и под влиянием покровителей у него развилась, пагубная страсть к роскоши, швырянию деньгами, картам, кутежам и т. п.». Приняв православие, он, при содействии князя Мещерского и Мосолова, поступает на государственную службу. 
Кобецкий И.Я. (П. Павлов, К. Бецкий). Русский Рокамболь: (Приключения И.Ф. Манасевича-Мануйлова)
#11
Книга «Галерея сценических деятелей» из библиотеки И.Ф. Манасевича-Мануйлова с автографом владельца. Санкт-Петербургская государственная Театральная библиотека
#5
…Мануйлов устремился к организации специально военного шпионажа. Департаментская справка следующим образом излагает его деятельность: «С начала военных действий в Японии против нашего отечества, Мануйловым была учреждена непосредственная внутренняя агентура при японских миссиях в Гааге, Лондоне и Париже, с отпуском ему на сие 15.820 рублей; благодаря сему представилось возможным, наблюдая за корреспонденцией миссий, получить должное освещение настроений и намерений нашего врага; кроме того, Мануйлову удалось получить часть японского дипломатического шифра и осведомляться таким образом о содержании всех японских дипломатических сношений; этим путем были получены указания на замысел Японии причинить повреждения судам второй эскадры на пути следования на Восток. По возвращении в Россию, Мануйлов получил от департамента поручение организовать специальное отделение розыска по международному шпионству и наблюдению за прибывающими в столицу представителями некоторых держав, сочувствовавших Японии. Энергичная деятельность Мануйлова дала вскоре же осведомленность в отношении английского, китайского и шведского представителей, причем Мануйлов даже сумел проникнуть в тайну их дипломатических сношений, а равно организовал агентуру при турецком посольстве. <…>
 
В виду всего этого, Мануйлову было исходатайствовано пожалование ордена св. Владимира 4-й степени. Уж не знаем, в какой связи с его деятельностью находится последовавшее в 1905 году соизволение на принятие и ношение Мануйловым испанского ордена Изабеллы Католической.
Кобецкий И.Я. (П. Павлов К. Бецкий). Русский Рокамболь: (Приключения И. Ф. Манасевича-Мануйлова)
#12
Беляев Ю. «Мельпомена», книга из библиотеки И.Ф. Манасевича-Мануйлова с автографом владельца.
Санкт-Петербургская государственная Театральная библиотека
#4
Мануйлов запускал платежи состоявшим у него на службе шпионам и агентам и просто не доплачивал им. Обманутые им агенты — люди всяких национальностей, немцы, французы, итальянцы, голландцы и т. д. — лезли на стену и устраивали скандалы: обличали его в прессе, жаловались в суд, обращались, в департамент и к министру, оказывапи воздействие чисто физически при личных встречах. Но Мануйлов был неисправим.
Кобецкий И.Я. (П. Павлов, К. Бецкий). Русский Рокамболь: (Приключения И.Ф. Манасевича-Мануйлова)
#13
Книга «Современники» из библиотеки И.Ф. Манасевича-Мануйлова с автографом владельца.
Санкт-Петербургская государственная Театральная библиотека
#15
Из книги Русский Рокамболь: Приключения И. Ф. Манасевича-Мануйлова. Кобецкий И.Я. (П. Павлов К. Бецкий): «…выписки и фотографии, которые Мануйлов выдавал за копии и фотографии японских шифров, просто-напросто взяты из китайского словаря, что военные чертежи и планы, которые продавал Мануйлов, как раз именно те планы и чертежи, которые заинтересованные агенты иностранных держав всучивали Мануйлову, работая не в пользу, а против России». 
#9
Конец Рокамболя. — Смерть И. Ф. Манасевича-Мануйлова.

В одно серенькое утро, на станцию Белоостров прибыл поездом из Петрограда солидный гражданин иностранного типа; бумаги его, предъявленные в пропускной пункт, оказались в полном порядке, и перед иностранцем уже готова была раскрыться граница, как один — из членов пограничной комиссии, матрос, в свое время несший караул в Петропавловской крепости, неожиданно обратился к иностранцу с вопросом, не сидел ли он в этой крепости.
Иностранец протестовал.
— А не будете ли вы, часом, гражданин Манасевич-Мануйлов? — продолжался допрос.
Последовал еще более резкий протест, но иностранца попросили с переходом границы несколько обождать.
Еще через несколько часов очередной поезд доставил на ст. Белоостров двух каких-то женщин.
— Не волнуйтесь, гражданки! Вам сейчас же все объяснят! — успокаивал их сопровождавший женщин конвоир.
Женщины эти были — многолетняя подруга Мануйлова артистка Д. и ее горничная.
И не успели их ввести в помещение, где ожидал иностранец, как с уст изумленной Д-ой сорвалось предательское:
— Ваничка!..
И.Ф. Манасевич-Мануйлов был расстрелян у самой границы. Встретил смерть он абсолютно спокойно и в последние минуты роздал своим конвоирам «на память о Мануйлове» все мелкие безделушки, бывшие при нем.
Кобецкий И.Я. (П. Павлов, К. Бецкий). Русский Рокамболь: (Приключения И.Ф. Манасевича-Мануйлова)
#14
читать дальшескрыть

Дама под вуалью

Время создания
1899 год
Место создания
Россия. Москва
Размер
21,5x16,5 см
Техника
бумага, литография
Коллекция
Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека
4
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%