В витрине представлен молитвенный коврик, вытканный в Казани в конце XIX—начале XX века.
Автор и владелец коврика неизвестны.
Мусульмане используют такие коврики ежедневно, подстилая их на пол во время пятикратных молитв. Чистота — одно из основных религиозных требований намаза, и именно молитвенный коврик обеспечивает чистоту места, защищая руки, голову и тело молящегося от соприкосновения с землей.
У представителей тюрских народов коврик называется намазлыком, в арабском языке применяются слова «саджаада» и «саджадид». Интересен тот факт, что в Священном Коране о необходимости использовать специальную ткань для молитвы не говорилось абсолютно ничего. Речь шла только о чистоте места, в котором совершалась молитва.
Именно поэтому не существует никаких правил о форме, размере, виде ткани и особенностях декорирования намазлыка. Более того, при отсутствии молитвенного коврика под рукой мусульманин может использовать в качестве него любую ткань: покрывало, полотенце, одежду. В некоторых мечетях использование собственных намазлыков не поощряется, ведь полы уже устелены коврами.
Несмотря на отсутствие строгих стандартов, за столетия существования (а первые упоминания о намазлыках относятся к X веку) молитвенные коврики все же стали выглядеть более-менее одинаково. Размеры полотна — примерно 0,5 метра в ширину и 1—1,5 метра в длину. Во время намаза верующий размещается в средней части коврика, поэтому она не декорируется.
По бокам коврик украшается симметричной неброской вышивкой, а спереди расшивается изысканно и богато, ведь именно эту часть коврика видит молящийся. Единых стандартов вышивки не существует, все зависит от местности, где был произведен намазлык, и индивидуального стиля мастера. В декоре молитвенного коврика часто используются элементы, характерные для разных народов, растительные орнаменты. Не допускается только изображение лиц людей, животных, мифических персонажей.
Для татарской народной вышивки характерно многоцветье. Впечатление цветового богатства усиливается за счет своеобразной асимметрии: нитями разных цветов вышиваются разные половинки одного листа, разные побеги на одной ветке. Тамбурным швом (цепочка тончайших петель) выкладываются контуры и заполняется ткань внутри узоров. У татарских народов намазлык традиционно изготавливается из сукна, атласа, шелка и даже парчи — ткани вытканной из серебряных ниток.
Во время намаза коврик, как и сам верующий, должен быть направлен в сторону Каабы. Мусульманам разрешается молиться практически везде, за исключением всего семи видов помещений. Именно поэтому верующий должен четко знать расположение Мекки, чтобы в любой местности расстелить намазлык в правильном направлении.
Мусульмане используют такие коврики ежедневно, подстилая их на пол во время пятикратных молитв. Чистота — одно из основных религиозных требований намаза, и именно молитвенный коврик обеспечивает чистоту места, защищая руки, голову и тело молящегося от соприкосновения с землей.
У представителей тюрских народов коврик называется намазлыком, в арабском языке применяются слова «саджаада» и «саджадид». Интересен тот факт, что в Священном Коране о необходимости использовать специальную ткань для молитвы не говорилось абсолютно ничего. Речь шла только о чистоте места, в котором совершалась молитва.
Именно поэтому не существует никаких правил о форме, размере, виде ткани и особенностях декорирования намазлыка. Более того, при отсутствии молитвенного коврика под рукой мусульманин может использовать в качестве него любую ткань: покрывало, полотенце, одежду. В некоторых мечетях использование собственных намазлыков не поощряется, ведь полы уже устелены коврами.
Несмотря на отсутствие строгих стандартов, за столетия существования (а первые упоминания о намазлыках относятся к X веку) молитвенные коврики все же стали выглядеть более-менее одинаково. Размеры полотна — примерно 0,5 метра в ширину и 1—1,5 метра в длину. Во время намаза верующий размещается в средней части коврика, поэтому она не декорируется.
По бокам коврик украшается симметричной неброской вышивкой, а спереди расшивается изысканно и богато, ведь именно эту часть коврика видит молящийся. Единых стандартов вышивки не существует, все зависит от местности, где был произведен намазлык, и индивидуального стиля мастера. В декоре молитвенного коврика часто используются элементы, характерные для разных народов, растительные орнаменты. Не допускается только изображение лиц людей, животных, мифических персонажей.
Для татарской народной вышивки характерно многоцветье. Впечатление цветового богатства усиливается за счет своеобразной асимметрии: нитями разных цветов вышиваются разные половинки одного листа, разные побеги на одной ветке. Тамбурным швом (цепочка тончайших петель) выкладываются контуры и заполняется ткань внутри узоров. У татарских народов намазлык традиционно изготавливается из сукна, атласа, шелка и даже парчи — ткани вытканной из серебряных ниток.
Во время намаза коврик, как и сам верующий, должен быть направлен в сторону Каабы. Мусульманам разрешается молиться практически везде, за исключением всего семи видов помещений. Именно поэтому верующий должен четко знать расположение Мекки, чтобы в любой местности расстелить намазлык в правильном направлении.