Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Камнерезное и ювелирное искусство Урала»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Печать

Время создания
XIX век
Место создания
Россия
Размер
6,4x3,4x3,4 см
Техника
аметист, слоновая кость, металл, резьба, шлифовка, полировка
3
Открыть в приложении
#1
Печать
#2
Уральские мастера начали изготавливать штампы с каменными матрицами в конце XVIII века. В 1782 году выпустили первую печать, целиком вырезанную из агата, — она предназначалась для Приказа общественного присутствия. С тех пор популярность таких предметов постоянно росла.
 
Сколько всего печатей вырезали уральские мастера — установить невозможно. Но исследователи детально изучили крупные коллекции и выяснили, что для матриц использовали небольшое количество одних и тех же или похожих композиций. Выбирали их в зависимости от социального положения заказчика. Например, на купеческих штампах вырезали жезл бога торговли Меркурия. Люди связанные с горнодобывающей промышленностью, выбирали скрещенные молоток и кирку, а аристократы — дворянскую корону. На печатях для личных посланий часто вырезали изображения сердечка или птицы с конвертом в клюве.
 
В Музее истории камнерезного и ювелирного искусства собрано более 100 резных каменных печатей XIX — начала XX века. Большинство из них изготовлено из горного хрусталя и его разновидности — дымчатого кварца. Встречаются изделия из разных видов яшмы, родонита, агата, малахита, лазурита. Самые редкие образцы в коллекции вырезаны из аметиста, аквамарина и цитрина.
 
В начале XIX века в моду вошли печати с круглой матрицей из драгоценного камня и ручкой из другого материала — чаще всего дерева или слоновой кости. Рукоятки к ним вырезали на токарном станке, заготовку для штампа крепили при помощи металлической детали.
 
К этому виду относится и печать с вензелем «ПБ» из музейной коллекции. Кому она принадлежала раньше — неизвестно, имя мастера также не удалось установить. Ручку печати вырезали из слоновой кости, матрицу — из аметиста. На Урале этот камень добывали с середины XVIII века: тогда рудоискатель и плавильщик Дмитрий Тумашев первым объявил, что «близ Мурзинской слободы отыскал цветное каменье в горах». Самым крупным месторождением аметистов стала Ватиха: там находили ценные камни с красноватым оттенком. Встречался этот материал и в других местах — например, на побережье реки Адуй.
#3
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Печать

Время создания
XIX век
Место создания
Россия
Размер
6,4x3,4x3,4 см
Техника
аметист, слоновая кость, металл, резьба, шлифовка, полировка
3
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%