Уральские мастера начали изготавливать штампы с каменными матрицами в конце XVIII века. В 1782 году выпустили первую печать, целиком вырезанную из агата, — она предназначалась для Приказа общественного присутствия. С тех пор популярность таких предметов постоянно росла.
Сколько всего печатей вырезали уральские мастера — установить невозможно. Но исследователи детально изучили крупные коллекции и выяснили, что для матриц использовали небольшое количество одних и тех же или похожих композиций. Выбирали их в зависимости от социального положения заказчика. Например, на купеческих штампах вырезали жезл бога торговли Меркурия. Люди связанные с горнодобывающей промышленностью, выбирали скрещенные молоток и кирку, а аристократы — дворянскую корону. На печатях для личных посланий часто вырезали изображения сердечка или птицы с конвертом в клюве.
В Музее истории камнерезного и ювелирного искусства собрано более 100 резных каменных печатей XIX — начала XX века. Большинство из них изготовлено из горного хрусталя и его разновидности — дымчатого кварца. Встречаются изделия из разных видов яшмы, родонита, агата, малахита, лазурита. Самые редкие образцы в коллекции вырезаны из аметиста, аквамарина и цитрина.
В начале XIX века в моду вошли печати с круглой матрицей из драгоценного камня и ручкой из другого материала — чаще всего дерева или слоновой кости. Рукоятки к ним вырезали на токарном станке, заготовку для штампа крепили при помощи металлической детали.
К этому виду относится и печать с вензелем «ПБ» из музейной коллекции. Кому она принадлежала раньше — неизвестно, имя мастера также не удалось установить. Ручку печати вырезали из слоновой кости, матрицу — из аметиста. На Урале этот камень добывали с середины XVIII века: тогда рудоискатель и плавильщик Дмитрий Тумашев первым объявил, что «близ Мурзинской слободы отыскал цветное каменье в горах». Самым крупным месторождением аметистов стала Ватиха: там находили ценные камни с красноватым оттенком. Встречался этот материал и в других местах — например, на побережье реки Адуй.
Сколько всего печатей вырезали уральские мастера — установить невозможно. Но исследователи детально изучили крупные коллекции и выяснили, что для матриц использовали небольшое количество одних и тех же или похожих композиций. Выбирали их в зависимости от социального положения заказчика. Например, на купеческих штампах вырезали жезл бога торговли Меркурия. Люди связанные с горнодобывающей промышленностью, выбирали скрещенные молоток и кирку, а аристократы — дворянскую корону. На печатях для личных посланий часто вырезали изображения сердечка или птицы с конвертом в клюве.
В Музее истории камнерезного и ювелирного искусства собрано более 100 резных каменных печатей XIX — начала XX века. Большинство из них изготовлено из горного хрусталя и его разновидности — дымчатого кварца. Встречаются изделия из разных видов яшмы, родонита, агата, малахита, лазурита. Самые редкие образцы в коллекции вырезаны из аметиста, аквамарина и цитрина.
В начале XIX века в моду вошли печати с круглой матрицей из драгоценного камня и ручкой из другого материала — чаще всего дерева или слоновой кости. Рукоятки к ним вырезали на токарном станке, заготовку для штампа крепили при помощи металлической детали.
К этому виду относится и печать с вензелем «ПБ» из музейной коллекции. Кому она принадлежала раньше — неизвестно, имя мастера также не удалось установить. Ручку печати вырезали из слоновой кости, матрицу — из аметиста. На Урале этот камень добывали с середины XVIII века: тогда рудоискатель и плавильщик Дмитрий Тумашев первым объявил, что «близ Мурзинской слободы отыскал цветное каменье в горах». Самым крупным месторождением аметистов стала Ватиха: там находили ценные камни с красноватым оттенком. Встречался этот материал и в других местах — например, на побережье реки Адуй.