Патефон — механическое устройство для проигрывания граммофонных пластинок. От граммофона он отличался тем, что не имел снаружи большого рупора: похожее устройство гораздо меньшего размера было вмонтировано прямо в его корпус. Патефон часто имел вид чемоданчика с ручкой, благодаря чему его удобно было переносить.
Слово «патефон» произошло от названия французской фирмы «Пате» (Pathe), которая первой начала поставлять портативные граммофоны в Российскую империю. Затем их начали производить частные предприниматели, но после революции большинство таких фирм стало собственностью государства. В советское время подобные устройства выпускали сразу на нескольких заводах в Москве, Ленинграде, Владимире, Коломне, Днепропетровске. Проигрыватель из коллекции Национального музея Республики Марий Эл изготовили на Московском патефонном заводе Москворецкого райпромтреста.
Футляр-чемоданчик патефона закрывался на замок-защелку. На его левой стенке есть ручка для переноски. Когда крышка футляра была открыта, ее фиксировали при помощи опорной планки, которая располагалась справа.
Устройство работало за счет пружинного двигателя: его завода обычно хватало на одну сторону пластинки, реже на обе. Звук шел из раструба, который помещался внутри корпуса. Игла считывала запись со звуковой дорожки, а мембрана передавала акустические колебания в рупор. Иглу устанавливали на начало записи после того, как пластинка раскручивалась до нормальной скорости — 78 оборотов в минуту.
Скорость вращения пластинки регулировал специальный стабилизатор. Раскручивать диск рукой не рекомендовалось: от этого портились звуковые дорожки. Остановить пластинку можно было при помощи ручного или автоматического тормоза: эта модель оснащалась обоими вариантами. Патефон из коллекции музея воспроизводил граммофонные пластинки диаметром не более 300 миллиметров.
Первые модели патефонов оснащали одноразовыми стальными иглами: их хватало на три-четыре минуты записи, после чего иглу следовало сменить. Позже их сменили сапфировые варианты, более прочные и долговечные.
Слово «патефон» произошло от названия французской фирмы «Пате» (Pathe), которая первой начала поставлять портативные граммофоны в Российскую империю. Затем их начали производить частные предприниматели, но после революции большинство таких фирм стало собственностью государства. В советское время подобные устройства выпускали сразу на нескольких заводах в Москве, Ленинграде, Владимире, Коломне, Днепропетровске. Проигрыватель из коллекции Национального музея Республики Марий Эл изготовили на Московском патефонном заводе Москворецкого райпромтреста.
Футляр-чемоданчик патефона закрывался на замок-защелку. На его левой стенке есть ручка для переноски. Когда крышка футляра была открыта, ее фиксировали при помощи опорной планки, которая располагалась справа.
Устройство работало за счет пружинного двигателя: его завода обычно хватало на одну сторону пластинки, реже на обе. Звук шел из раструба, который помещался внутри корпуса. Игла считывала запись со звуковой дорожки, а мембрана передавала акустические колебания в рупор. Иглу устанавливали на начало записи после того, как пластинка раскручивалась до нормальной скорости — 78 оборотов в минуту.
Скорость вращения пластинки регулировал специальный стабилизатор. Раскручивать диск рукой не рекомендовалось: от этого портились звуковые дорожки. Остановить пластинку можно было при помощи ручного или автоматического тормоза: эта модель оснащалась обоими вариантами. Патефон из коллекции музея воспроизводил граммофонные пластинки диаметром не более 300 миллиметров.
Первые модели патефонов оснащали одноразовыми стальными иглами: их хватало на три-четыре минуты записи, после чего иглу следовало сменить. Позже их сменили сапфировые варианты, более прочные и долговечные.