Портативный патефон «Малютка» выпустили на Московском патефонном заводе в 1930-х или 1940-х годах — точная дата его изготовления неизвестна. Корпус переносного проигрывателя был выполнен из металла, сверху на нем располагалась ручка для переноски. На левой стороне находился паз, в который вставляли ручку для завода пружины. Вес патефона составлял около двух килограммов, а размер — всего 13×29 сантиметров. Несмотря на такие компактные габариты, он мог проигрывать пластинки любого диаметра.
Первые патефоны появились в России еще до революции. От граммофонов они отличались тем, что не имели большого наружного рупора. В Российскую империю такие устройства поставляла французская фирма «Пате» — от нее и произошло их русское название. За рубежом подобные проигрыватели называли портативными граммофонами.
В советское время портативные патефоны стали выпускать на нескольких заводах в разных городах: Москве, Ленинграде, Коломне, Владимире, Днепропетровске. В годы Великой Отечественной войны их использовали для агитации: солдаты слушали пластинки с записями речей Иосифа Сталина или популярные патриотические песни. В то время такие патефоны прозвали окопными, но после войны у них появилось другое, «мирное» наименование — пляжные. Советская молодежь часто брала их с собой на природу или устраивала танцы под патефон прямо во дворах городских домов.
В механических патефонах приводом для вращения пластинки служил пружинный двигатель, который заводили специальной ручкой. Делать это нужно было очень осторожно: если пружина рвалась от резких движений или излишнего напряжения, ее очень сложно было купить и заменить. Одного завода обычно хватало на три-пять минут: примерно столько звучала запись на одной стороне пластинки. Реже встречались модели, завод которых был рассчитан на обе стороны диска.
Звукосниматель патефона состоял из иглы, которая считывала дорожку с пластинки, и мембраны-усилителя. Первые патефонные иголки были стальными, тупились после каждой пластинки, и их нужно было часто менять. Иначе звук становился хуже, а тупой наконечник мог испортить и саму пластинку. Позже появились сапфировые иглы — более долговечные.
Первые патефоны появились в России еще до революции. От граммофонов они отличались тем, что не имели большого наружного рупора. В Российскую империю такие устройства поставляла французская фирма «Пате» — от нее и произошло их русское название. За рубежом подобные проигрыватели называли портативными граммофонами.
В советское время портативные патефоны стали выпускать на нескольких заводах в разных городах: Москве, Ленинграде, Коломне, Владимире, Днепропетровске. В годы Великой Отечественной войны их использовали для агитации: солдаты слушали пластинки с записями речей Иосифа Сталина или популярные патриотические песни. В то время такие патефоны прозвали окопными, но после войны у них появилось другое, «мирное» наименование — пляжные. Советская молодежь часто брала их с собой на природу или устраивала танцы под патефон прямо во дворах городских домов.
В механических патефонах приводом для вращения пластинки служил пружинный двигатель, который заводили специальной ручкой. Делать это нужно было очень осторожно: если пружина рвалась от резких движений или излишнего напряжения, ее очень сложно было купить и заменить. Одного завода обычно хватало на три-пять минут: примерно столько звучала запись на одной стороне пластинки. Реже встречались модели, завод которых был рассчитан на обе стороны диска.
Звукосниматель патефона состоял из иглы, которая считывала дорожку с пластинки, и мембраны-усилителя. Первые патефонные иголки были стальными, тупились после каждой пластинки, и их нужно было часто менять. Иначе звук становился хуже, а тупой наконечник мог испортить и саму пластинку. Позже появились сапфировые иглы — более долговечные.