В экспозиции Национального музея Республики Марий Эл представлено панно размером 1,5×2,5 метра с портретом Иосифа Сталина. Его соткали и вышили вручную работницы женской артели «Труженица» в начале 1950-х годов. Панно собирались вручить руководителю партии и страны ко дню рождения — 21 декабря 1953 года. Но 5 марта того же года Сталин скончался, и работа осталась в Йошкар-Оле.
В этом экспонате сочетаются как традиционные мотивы марийской вышивки, так и нехарактерные для нее изображения и техники. Например, мари редко вышивали гладью — в том числе косой, которой выполнено это панно. Такую технику марийские женщины называли «рушла тӱр» — «на русский манер». Традиционными же способами вышивки были двусторонняя роспись из линейных стежков, которые создавали контур, косой стежок для орнаментов и набор, напоминавший тканый узор. Основными мотивами национальной вышивки стали схематические изображения людей, зверей и птиц, растительные и геометрические орнаменты.
Вплоть до середины ХХ века марийские женщины пользовались шерстяными и шелковыми нитками, которые изготавливали сами. Однако для этого панно вышивальщицы выбрали фабричное мулине красного, коричневого, желтого, зеленого и белого цветов. Именно эти оттенки чаще всего встречались в традиционном марийском рукоделии. В старинных образцах цветовая гамма была шире и включала в себя черный и синий тона.
Народные геометрические орнаменты в этом изделии сочетаются с реалистичными изображениями: портретом Иосифа Сталина, миниатюрными городскими пейзажами и сценами из жизни марийских рабочих и крестьян. Ниже портрета Сталина изображен советский герб.
Артель «Труженица», на которой изготовили панно, появилась в Марий Эл в 1928 году. В 1960-м ее преобразовали в одноименную фабрику. Кроме декоративных панно, она выпускала и другие изделия с национальной вышивкой: салфетки, дорожки, занавески. Для работы мастерицы обычно использовали льняную или шерстяную ткань — чаще всего светлых тонов, реже красную или желтую. Вышивали по ней в основном нитками мулине.
В этом экспонате сочетаются как традиционные мотивы марийской вышивки, так и нехарактерные для нее изображения и техники. Например, мари редко вышивали гладью — в том числе косой, которой выполнено это панно. Такую технику марийские женщины называли «рушла тӱр» — «на русский манер». Традиционными же способами вышивки были двусторонняя роспись из линейных стежков, которые создавали контур, косой стежок для орнаментов и набор, напоминавший тканый узор. Основными мотивами национальной вышивки стали схематические изображения людей, зверей и птиц, растительные и геометрические орнаменты.
Вплоть до середины ХХ века марийские женщины пользовались шерстяными и шелковыми нитками, которые изготавливали сами. Однако для этого панно вышивальщицы выбрали фабричное мулине красного, коричневого, желтого, зеленого и белого цветов. Именно эти оттенки чаще всего встречались в традиционном марийском рукоделии. В старинных образцах цветовая гамма была шире и включала в себя черный и синий тона.
Народные геометрические орнаменты в этом изделии сочетаются с реалистичными изображениями: портретом Иосифа Сталина, миниатюрными городскими пейзажами и сценами из жизни марийских рабочих и крестьян. Ниже портрета Сталина изображен советский герб.
Артель «Труженица», на которой изготовили панно, появилась в Марий Эл в 1928 году. В 1960-м ее преобразовали в одноименную фабрику. Кроме декоративных панно, она выпускала и другие изделия с национальной вышивкой: салфетки, дорожки, занавески. Для работы мастерицы обычно использовали льняную или шерстяную ткань — чаще всего светлых тонов, реже красную или желтую. Вышивали по ней в основном нитками мулине.