Пасхальные яйца с глубокой древности были частью православного праздника Пасхи: христиане использовали их как символ памяти о чуде Воскресения. Согласно преданию, святая Мария Магдалина рассказала римскому императору Тиберию о чудесном воскресении Христа и протянула яйцо — на глазах правителя оно окрасилось в красный цвет.
Считается, что яйцо она выбрала не случайно: с древних времен ему приписывали магическое значение. Во многих мифологиях мира есть легенды, связанные с яйцом как символом жизни, возрождения, источником происхождения мира. Тесное переплетение языческих обрядов с христианской верой соединилось в традиции дарить друг другу пасхальные яйца.
Наряду с натуральными крашеными яйцами (куриными, гусиными, голубиными, утиными), мастера изготавливали их из дерева, кости, фарфора, стекла, натурального камня. Изделия украшали резьбой, расписывали, оформляли драгоценными металлами и камнями.
В XIX веке сувенирные пасхальные яйца оказались настолько востребованы, что их создание стало отдельной отраслью декоративно-прикладного искусства. В середине столетия появился спрос на пасхальные яйца из папье-маше с лаковой живописью.
Такие изделия выпускали на фабрике Лукутиных и в мастерских Вишняковых. Их популярность привела к расширению ассортимента и введению новых технологий: штампов, болванок (заготовок овальных форм). Часто мастера проделывали в изделиях сквозное отверстие — туда продевали ленту с бантом внизу и петлей вверху. Такие яйца обычно подвешивали в красный угол дома, под полку с иконами.
Художники изображали на изделиях сцены Воскресения Христова, московские и петербургские храмы. На обратной стороне они помещали фигуры Пресвятой Богородицы, святой равноапостольной Марии Магдалины и разных святых.
На пасхальном яйце из коллекции музея художник написал сцену Сошествия Христа во ад. Считается, что после распятия и положения тела Спасителя во гроб его дух сокрушил врата в ад и вывел оттуда ветхозаветных праведников вместе с Адамом и Евой.
Мастер выполнил эту сцену в технике традиционной масляной живописи по темно-зеленому фону. В центре композиции он запечатлел Спасителя в красном хитоне (рубашке) и темно-зеленом гиматии (плаще). Слева от Христа — восстающий из гроба Адам. Спаситель держит его за руку и благословляет. Справа автор написал Еву в красном мафории (плаще с капюшоном), она преклонила колени и сложила руки в молитве. Позади Христа возвышаются ветхозаветные цари, пророки и праведники.
Считается, что яйцо она выбрала не случайно: с древних времен ему приписывали магическое значение. Во многих мифологиях мира есть легенды, связанные с яйцом как символом жизни, возрождения, источником происхождения мира. Тесное переплетение языческих обрядов с христианской верой соединилось в традиции дарить друг другу пасхальные яйца.
Наряду с натуральными крашеными яйцами (куриными, гусиными, голубиными, утиными), мастера изготавливали их из дерева, кости, фарфора, стекла, натурального камня. Изделия украшали резьбой, расписывали, оформляли драгоценными металлами и камнями.
В XIX веке сувенирные пасхальные яйца оказались настолько востребованы, что их создание стало отдельной отраслью декоративно-прикладного искусства. В середине столетия появился спрос на пасхальные яйца из папье-маше с лаковой живописью.
Такие изделия выпускали на фабрике Лукутиных и в мастерских Вишняковых. Их популярность привела к расширению ассортимента и введению новых технологий: штампов, болванок (заготовок овальных форм). Часто мастера проделывали в изделиях сквозное отверстие — туда продевали ленту с бантом внизу и петлей вверху. Такие яйца обычно подвешивали в красный угол дома, под полку с иконами.
Художники изображали на изделиях сцены Воскресения Христова, московские и петербургские храмы. На обратной стороне они помещали фигуры Пресвятой Богородицы, святой равноапостольной Марии Магдалины и разных святых.
На пасхальном яйце из коллекции музея художник написал сцену Сошествия Христа во ад. Считается, что после распятия и положения тела Спасителя во гроб его дух сокрушил врата в ад и вывел оттуда ветхозаветных праведников вместе с Адамом и Евой.
Мастер выполнил эту сцену в технике традиционной масляной живописи по темно-зеленому фону. В центре композиции он запечатлел Спасителя в красном хитоне (рубашке) и темно-зеленом гиматии (плаще). Слева от Христа — восстающий из гроба Адам. Спаситель держит его за руку и благословляет. Справа автор написал Еву в красном мафории (плаще с капюшоном), она преклонила колени и сложила руки в молитве. Позади Христа возвышаются ветхозаветные цари, пророки и праведники.