Во второй половине XIX века в русской лаковой живописи стали особенно популярны народные сюжеты: тройки, гуляния, сценки из боярской жизни. Миниатюры на эту тему мастера писали с репродукций знаменитых русских художников Петра Грузинского, Александра Орловского, Константина Маковского.
Шкатулка «Слушают бандуриста» расписана по мотивам одноименной картины Константина Маковского. Красочная живопись этого художника, внимание к красивому антуражу сделали его работы востребованными для копирования.
Главной фигурой сюжета стал немолодой музыкант, он проникновенно играет на бандуре и поет. Скорее всего, герой исполняет медленные поэтичные канты и духовные псалмы — они часто встречались в репертуаре кобзарей (так в старину называли бандуристов). Его игру задумчиво слушают боярыни и маленькие дети.
Обычная бытовая сценка превратилась тут в наглядную иллюстрацию старинных обычаев. Вслед за Маковским мастер-миниатюрист выписал костюмы персонажей, аксессуары, бытовые детали: красный угол с иконами, настенный шкафчик с полотенцем за спиной музыканта, посуду на столе, деревья за решетчатым окном, горящую лампаду за дверью.
Миниатюру отличает большое внимание мастера к деталям: он тщательно передал роспись боярских палат вплоть до рисунка обоев и узора на полу. Контрастные цвета холодных и теплых тонов сделали шкатулку привлекательной и по колориту.
В XIX столетии в России насчитывалось несколько десятков фабрик и отдельных «лакирных» мастерских. В Московской губернии главным конкурентом лукутинской фабрики были мастерские Осипа Вишнякова, которые располагались недалеко от Федоскина в деревнях Осташково и Сорокино.
Мастерская в Осташково — одна из крупнейших того времени. В 1860-х годах владелец мастерской построил там два кирпичных здания: в одном размещалась кузница для ковки подносов и печь для сушки изделий, во втором работали живописцы. Помимо шести представителей семьи Вишняковых, тут трудились еще 43 наемных рабочих.
Важно, что если лукутинские лаки были утонченными и рассчитанными на взыскательную публику, то вишняковские оставались понятны вкусу простого народа: они были гораздо ближе к яркой декоративности крестьянских росписей.
Шкатулка «Слушают бандуриста» расписана по мотивам одноименной картины Константина Маковского. Красочная живопись этого художника, внимание к красивому антуражу сделали его работы востребованными для копирования.
Главной фигурой сюжета стал немолодой музыкант, он проникновенно играет на бандуре и поет. Скорее всего, герой исполняет медленные поэтичные канты и духовные псалмы — они часто встречались в репертуаре кобзарей (так в старину называли бандуристов). Его игру задумчиво слушают боярыни и маленькие дети.
Обычная бытовая сценка превратилась тут в наглядную иллюстрацию старинных обычаев. Вслед за Маковским мастер-миниатюрист выписал костюмы персонажей, аксессуары, бытовые детали: красный угол с иконами, настенный шкафчик с полотенцем за спиной музыканта, посуду на столе, деревья за решетчатым окном, горящую лампаду за дверью.
Миниатюру отличает большое внимание мастера к деталям: он тщательно передал роспись боярских палат вплоть до рисунка обоев и узора на полу. Контрастные цвета холодных и теплых тонов сделали шкатулку привлекательной и по колориту.
В XIX столетии в России насчитывалось несколько десятков фабрик и отдельных «лакирных» мастерских. В Московской губернии главным конкурентом лукутинской фабрики были мастерские Осипа Вишнякова, которые располагались недалеко от Федоскина в деревнях Осташково и Сорокино.
Мастерская в Осташково — одна из крупнейших того времени. В 1860-х годах владелец мастерской построил там два кирпичных здания: в одном размещалась кузница для ковки подносов и печь для сушки изделий, во втором работали живописцы. Помимо шести представителей семьи Вишняковых, тут трудились еще 43 наемных рабочих.
Важно, что если лукутинские лаки были утонченными и рассчитанными на взыскательную публику, то вишняковские оставались понятны вкусу простого народа: они были гораздо ближе к яркой декоративности крестьянских росписей.