В XIX веке особенной популярностью стали пользоваться сувениры с видами Москвы и Петербурга. В России этот интерес был связан со всеобщим увлечением отечественной историей: в конце 1810-х годов вышли в свет первые книги из многотомника «История государства Российского» Николая Карамзина, в 1866 году открылось Русское историческое общество.
Покупатели особенно ценили шкатулки, чайницы и разные ларцы фабрики Петра и Александра Лукутиных: их изделия отличались современными сюжетами и высоким качеством исполнения. Лукутинские мастера охотно писали видовые миниатюры с изображениями Москвы, Санкт-Петербурга и других городов Российской империи. За образец они брали европейские и русские гравюры и живопись.
Важно, что художники не копировали оригиналы один в один: они меняли композицию и фон, убирали или дописывали некоторые детали. Так миниатюры становились самостоятельными произведениями искусства.
Чайница «Собор Василия Блаженного» создана в период расцвета лукутинской лаковой миниатюры в 1840–1860-е годы. Она отличается светлым колоритом и создает ощущение легкости живописи, не перегруженной деталями. Справа от собора мастер запечатлел часть кремлевской стены с башнями, слева — торговые ряды. Художник дополнил архитектурный пейзаж фигурами гуляк и торговцев — в живописи такие второстепенные персонажи, которые нужны лишь для живости композиции, называются «стаффаж».
Покровский собор, который в народе прозвали «Собор Василия Блаженного», был одним из самых узнаваемых московских сюжетов. Этот обетный храм (то есть мемориальный, созданный в честь конкретного исторического события) Иван Грозный приказал возвести в честь победы над Казанским ханством.
Первое упоминание о соборе относится к осени 1554 года. Полагают, что это был деревянный храм, простоявший полгода. На его месте в 1555–1561 годах возникло каменное строение — именно оно сохранилось до наших дней. В 1588 году священники канонизировали (признали святым) одного из самых почитаемых московских юродивых — Василия Блаженного. Над его захоронением к собору пристроили церковь. Она и дала неофициальное название всему архитектурному сооружению.
Покупатели особенно ценили шкатулки, чайницы и разные ларцы фабрики Петра и Александра Лукутиных: их изделия отличались современными сюжетами и высоким качеством исполнения. Лукутинские мастера охотно писали видовые миниатюры с изображениями Москвы, Санкт-Петербурга и других городов Российской империи. За образец они брали европейские и русские гравюры и живопись.
Важно, что художники не копировали оригиналы один в один: они меняли композицию и фон, убирали или дописывали некоторые детали. Так миниатюры становились самостоятельными произведениями искусства.
Чайница «Собор Василия Блаженного» создана в период расцвета лукутинской лаковой миниатюры в 1840–1860-е годы. Она отличается светлым колоритом и создает ощущение легкости живописи, не перегруженной деталями. Справа от собора мастер запечатлел часть кремлевской стены с башнями, слева — торговые ряды. Художник дополнил архитектурный пейзаж фигурами гуляк и торговцев — в живописи такие второстепенные персонажи, которые нужны лишь для живости композиции, называются «стаффаж».
Покровский собор, который в народе прозвали «Собор Василия Блаженного», был одним из самых узнаваемых московских сюжетов. Этот обетный храм (то есть мемориальный, созданный в честь конкретного исторического события) Иван Грозный приказал возвести в честь победы над Казанским ханством.
Первое упоминание о соборе относится к осени 1554 года. Полагают, что это был деревянный храм, простоявший полгода. На его месте в 1555–1561 годах возникло каменное строение — именно оно сохранилось до наших дней. В 1588 году священники канонизировали (признали святым) одного из самых почитаемых московских юродивых — Василия Блаженного. Над его захоронением к собору пристроили церковь. Она и дала неофициальное название всему архитектурному сооружению.