Ожерелье из 15-ти одинаковых овальных медальонов было найдено в погребении сарматской женщины при раскопках курганного могильника у села Старица Черноярского района Астраханской области под руководством Валентина Шилова в 1961 году. Кроме него, в погребении обнаружили краснолаковую чашечку и бронзовый сосуд с клеймами античных мастеров.
Каждый медальон в ожерелье украшен выпуклыми вставками из граната, янтаря и стекла. Снизу камень покрывали овальным золотым листочком, который становился основанием медальона. Сверху у края основания напаивали ребром узкую золотую пластиночку-лоточек — она удерживала гранат в гнезде.
Каждый медальон в ожерелье украшен выпуклыми вставками из граната, янтаря и стекла. Снизу камень покрывали овальным золотым листочком, который становился основанием медальона. Сверху у края основания напаивали ребром узкую золотую пластиночку-лоточек — она удерживала гранат в гнезде.
Каждое гнездо обрамлено напаянной на основание медальона золотой проволокой с насечками. Сбоку к медальонам припаяны ушки: они соединялись как звенья цепочки, а сквозь них продевали золотой проволочный штифт. Так скрепляли медальоны.
Крайние элементы соединены с жгутом, он сплетен из тонких золотых проволочек. Чтобы надеть ожерелье, сквозь петли на концах жгута пропускали шнурок.
К каждому медальону, за исключением крайних, подвешена ромбовидная плоская подвеска с янтарной вставкой, обрамленной псевдофилигранью. При такой технике мастер отливал металлическое изделие в особой форме, которая имитировала ажурное напаянное плетение.
Подобного рода ожерелья изготавливались во многих центрах, в том числе в Пантикапее, Ольвии, Херсонесе, городах Восточного Причерноморья, также были распространены в Риме и римских провинциях. Но несколько вставок в ожерелье заменены на стеклянные — это следы ремонта сарматами. Дело в том, что сарматы верили, если стекло похоже по своему внешнему виду (цвету и форме) на драгоценный камень, то так же несет и сакральную функцию этого камня, а потому при необходимости с легкостью заменяли драгоценные камни на стекла.
В 2005 году ожерелье с подвесками вместе с другими ценными археологическими находками из коллекции Астраханского музея-заповедника экспонировалось на выставке «Сокровища степи астраханской» в Национальном музее Дворца Венеции в Риме.
Крайние элементы соединены с жгутом, он сплетен из тонких золотых проволочек. Чтобы надеть ожерелье, сквозь петли на концах жгута пропускали шнурок.
К каждому медальону, за исключением крайних, подвешена ромбовидная плоская подвеска с янтарной вставкой, обрамленной псевдофилигранью. При такой технике мастер отливал металлическое изделие в особой форме, которая имитировала ажурное напаянное плетение.
Подобного рода ожерелья изготавливались во многих центрах, в том числе в Пантикапее, Ольвии, Херсонесе, городах Восточного Причерноморья, также были распространены в Риме и римских провинциях. Но несколько вставок в ожерелье заменены на стеклянные — это следы ремонта сарматами. Дело в том, что сарматы верили, если стекло похоже по своему внешнему виду (цвету и форме) на драгоценный камень, то так же несет и сакральную функцию этого камня, а потому при необходимости с легкостью заменяли драгоценные камни на стекла.
В 2005 году ожерелье с подвесками вместе с другими ценными археологическими находками из коллекции Астраханского музея-заповедника экспонировалось на выставке «Сокровища степи астраханской» в Национальном музее Дворца Венеции в Риме.