Браслет из коллекции Астраханского музея-заповедника нашли в поселке Чёрный Яр в Астраханской области в 1970 году. Он изготовлен из проволоки, закрученной в спираль. Ее концы переходят в прямоугольные брусочки, которые украшены головками баранов. Неизвестно, имело ли какой-то смысл количество завитков. Браслеты такого вида часто сарматы носили на предплечье.
Сарматские вещи раннего периода часто декорировали стилизованными изображениями животных — как одиночных, так и в многофигурных композициях. Иногда древние мастера украшали предметы только головками зверей, как в нашем случае. У каждого животного был свой мистический смысл, это зависело от того, изображали их смиренными, разъяренными или охотящимися. Баран в иранской мифологии считался символом «небесной благодати». Также существовали древние поверья, согласно которым душа человека отправлялась в загробный мир верхом на баране. Вероятно, поэтому барана так часто изображали на ритуальной посуде.
Кочевники активно торговали с античными колониями Северного Причерноморья, а это способствовало накоплению богатств и социальному расслоению в их среде. У более состоятельных сарматов появилась одежда более сложного покроя, а украшения становились все более тонкими и изысканными. Их часто изготавливали из драгоценных металлов и камней, в то время как рядовые кочевники довольствовались более простыми материалами — бронзой, стеклом и другими. В раннесарматский период у женщин появилось длинное платье. Ученые это поняли по тому, что во многих погребениях начиная с IV века до нашей эры археологи находили богатые бисерные обшивки подолов и рукавов. До этого женская одежда мало отличалась от мужской: женщины ездили верхом и заботились об удобстве. Особенно была похожа женская и мужская одежда у савроматов и сарматов. Геродот писал, что савроматские женщины «ездят на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят одинаковую с мужчинами одежду».
В 2005 году спиралевидный браслет вместе с другими драгоценными археологическими находками из собрания Астраханского музея-заповедника экспонировался на выставке «Сокровища степи астраханской» в Национальном музее Дворца Венеции в Риме.
Сарматские вещи раннего периода часто декорировали стилизованными изображениями животных — как одиночных, так и в многофигурных композициях. Иногда древние мастера украшали предметы только головками зверей, как в нашем случае. У каждого животного был свой мистический смысл, это зависело от того, изображали их смиренными, разъяренными или охотящимися. Баран в иранской мифологии считался символом «небесной благодати». Также существовали древние поверья, согласно которым душа человека отправлялась в загробный мир верхом на баране. Вероятно, поэтому барана так часто изображали на ритуальной посуде.
Кочевники активно торговали с античными колониями Северного Причерноморья, а это способствовало накоплению богатств и социальному расслоению в их среде. У более состоятельных сарматов появилась одежда более сложного покроя, а украшения становились все более тонкими и изысканными. Их часто изготавливали из драгоценных металлов и камней, в то время как рядовые кочевники довольствовались более простыми материалами — бронзой, стеклом и другими. В раннесарматский период у женщин появилось длинное платье. Ученые это поняли по тому, что во многих погребениях начиная с IV века до нашей эры археологи находили богатые бисерные обшивки подолов и рукавов. До этого женская одежда мало отличалась от мужской: женщины ездили верхом и заботились об удобстве. Особенно была похожа женская и мужская одежда у савроматов и сарматов. Геродот писал, что савроматские женщины «ездят на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят одинаковую с мужчинами одежду».
В 2005 году спиралевидный браслет вместе с другими драгоценными археологическими находками из собрания Астраханского музея-заповедника экспонировался на выставке «Сокровища степи астраханской» в Национальном музее Дворца Венеции в Риме.