Это отвертки-кресала для обслуживания ручного огнестрельного оружия. Они подходят для ударно-спусковых, колесцовых механизмов ружейных замков — пищалей, карабинов, пистолей. Инструмент появился в конце XVI–XVII веке в связи с внедрением новых кремневых замков, в конструкции которых детали соединялись при помощи винтов. В предыдущих фитильных механизмах крепления были без метизов, поэтому отвертки не требовались.
Отвертки-огнива имеют заостренные концы с одной стороны и отверстие с другой — оно служило для крепления к поясному ремню. До появления карманов инструменты подвешивали на пояс, вместе с суконными или кожаными мешочками для мелких вещей и денег. Поверхности отверток украшены насечками, которые сложены в простые геометрические композиции. Такие рисунки помогали отличить свой инструмент от чужого, подчеркивали его ценность и позволяли ему служить дополнительным украшением костюма.
Большинство подобных отверток-огнив найдены в Туле на территории осадных дворов, жилой зоны кремля. Это говорит о том, что инструменты были предметом личной экипировки русского военного сословия XVII века: ими пользовались сами служащие, а не только оружейные мастера. Для усиления вращательного эффекта в щель отвертки могли вставлять нож, который служил рычагом воздействия.
Форма отверток возникла как результат работы с овальными огнивами: функция розжига в этом инструменте сохранена. Огниво, или кресало, — это простейший способ добывания огня, прообраз современной зажигалки. В старину верили, что высеченный из кресала огонь обладает очищающей силой, приносит в дом благополучие и здоровье. В русских волшебных сказках с помощью огнива колдовали, вызывали духов и относились к нему как к посреднику между реальным и потусторонним мирами.
Русские крестьяне использовали огниво, кремень и трут как основное средство добывания огня до конца 1920-х годов. Спички, изобретенные немецким химиком Камерером в 1833 году, не получили в деревнях широкого распространения, хотя они в большом количестве продавались в лавках, магазинах и на ярмарках. Старообрядцы вовсе не использовали спичек, считая их «бесовским наущением».