Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Как в старину люди в кремле жили…»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Фрагменты печных гладких полихромных изразцов

Время создания
вторая половина XVIII века
Место создания
Российская империя, город Тула
Размер
23x15x4 см
Техника
глина; цветная глазурь, обжиг
0
Открыть в приложении
#2

Изразцы — это один из видов архитектурной керамики, фигурные плитки для облицовки стен, печей и каминов. В России их называли «вырезанные кирпичи»: они появились в конце XV — начале XVI века, в период активного развития кирпичного строительства.

Первые изразцы были простыми плитками из красной глины. Они могли быть украшены растительным орнаментом или тематическим сюжетом — чаще всего батальными сценами. Печей, сложенных из красных изразцов, не сохранилось. Находки в Туле красных изразцов единичны и известны только на территории Тульского кремля. Отчасти это объясняется коротким временным промежутком, когда терракотовые изразцы были в моде.

С середины XVII века красные изразцы сменились глазурованными. Мастерство росписи изразцов достигло своего расцвета, когда царь Петр I вернулся из путешествий по Европе и приказал устраивать печи в России «на галанский манир». Для этого он отправил своих художников за границу обучаться «кафельному делу».

Для новой столицы, Санкт-Петербурга, было налажено производство новой печной керамики — гладких сине-белых изразцов. Лицевую сторону заготовок сначала покрывали белой эмалью, затем на нее наносили роспись кобальтом, после чего изразец обжигали. При вторичном обжиге роспись вплавлялась в эмаль. Теперь ведущую роль в изготовлении изразцов играли не мастера резьбы по дереву, которые делали формы для глины, а живописцы.

Во многих сюжетах росписи изразцов заметны влияния Европы, особенно в изображениях зданий и парусных судов. Ярусные изразцовые печи также украшали расписными колонками и ставили на точеные дубовые ножки.

К середине XVIII века в Москве сложился новый тип многоцветных изразцов с сюжетной росписью. На классических стеновых изразцах этого типа в рамке из завитков или гирлянд помещалась жанровая сценка. Широко использовались также разного рода геометрические и растительные орнаменты: пальмовые листья, головки цветов, плоды с листьями. Вместе с тем были популярны и лаконичные изразцы, для которых характерна широкая орнаментальная рамка и свободное белое поле внутри.
#3
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Фрагменты печных гладких полихромных изразцов

Время создания
вторая половина XVIII века
Место создания
Российская империя, город Тула
Размер
23x15x4 см
Техника
глина; цветная глазурь, обжиг
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%