Изразцы — это один из видов архитектурной керамики, фигурные плитки для облицовки стен, печей и каминов. В России их называли «вырезанные кирпичи»: они появились в конце XV — начале XVI века, в период активного развития кирпичного строительства.
Первые изразцы были простыми плитками из красной глины. Они могли быть украшены растительным орнаментом или тематическим сюжетом — чаще всего батальными сценами. Печей, сложенных из красных изразцов, не сохранилось. Находки в Туле красных изразцов единичны и известны только на территории Тульского кремля. Отчасти это объясняется коротким временным промежутком, когда терракотовые изразцы были в моде.
С середины XVII века красные изразцы сменились глазурованными. Мастерство росписи изразцов достигло своего расцвета, когда царь Петр I вернулся из путешествий по Европе и приказал устраивать печи в России «на галанский манир». Для этого он отправил своих художников за границу обучаться «кафельному делу».
Для новой столицы, Санкт-Петербурга, было налажено производство новой печной керамики — гладких сине-белых изразцов. Лицевую сторону заготовок сначала покрывали белой эмалью, затем на нее наносили роспись кобальтом, после чего изразец обжигали. При вторичном обжиге роспись вплавлялась в эмаль. Теперь ведущую роль в изготовлении изразцов играли не мастера резьбы по дереву, которые делали формы для глины, а живописцы.
Во многих сюжетах росписи изразцов заметны влияния Европы, особенно в изображениях зданий и парусных судов. Ярусные изразцовые печи также украшали расписными колонками и ставили на точеные дубовые ножки.
К середине XVIII века в Москве сложился новый тип многоцветных изразцов с сюжетной росписью. На классических стеновых изразцах этого типа в рамке из завитков или гирлянд помещалась жанровая сценка. Широко использовались также разного рода геометрические и растительные орнаменты: пальмовые листья, головки цветов, плоды с листьями. Вместе с тем были популярны и лаконичные изразцы, для которых характерна широкая орнаментальная рамка и свободное белое поле внутри.