Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Возникновение христианства»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Отечество

Время создания
1913
Место создания
Москва
Размер
105х159 см
Техника
Дерево, темпера. Оклад — латунь, тиснение
4
Открыть в приложении
#1
Отечество
#2
Данная икона является частью композиции «Отечество» — одного из вариантов православной иконографии Троицы. 

Изображения Троицы появляются в IV в. как иллюстрация ветхозаветного рассказа о встрече праотцом Авраамом трёх мужей под дубом Мамврийским (Быт. 18:1-8). Эта иконография сделалась каноничной для изображения Троицы и сегодня известна, как «Троица Ветхозаветная». С X в. и в Западной Европе, и в Византии появляются и иные изображения Троицы, как попытка проиллюстрировать представления о Троице с учётом событий описанных в Новом Завете. Различные варианты этой новой иконографии получили общее название «Троица Новозаветная». В отличие от «Троицы Ветхозаветной», с её подчёркнуто равнозначным изображением всех трёх ангелов, иконография «Троицы Новозаветной» включает три различно изображаемые фигуры. 

Вариант под названием «Отечество» с XVI в. сделался особо популярным в русском искусстве. В виде росписи композицию помещали в центральный купол многих русских храмов. Икона «Отечество» вошла в состав русского высокого иконостаса, став центральным образом самого верхнего праотеческого ряда.

Композиция «Отечество» изображает Бога Сына — отрока на коленях Бога Отца — старца. Изображение Святого Духа на данной иконе отсутствует. На древнерусских иконах «Отечество» Святой Дух в образе Голубя находился в центре композиции, в руках Бога Сына. В новое время от такого изображения отказались — Голубя стали помещать непосредственно над Богом Отцом, дабы более соответствовать православной догматике, согласно которой Святой Дух исходит только от Отца, а не от Сына. Данная икона хоть и писалась в подражание древнерусским, но отразила этот момент — Голубь был изображён вверху, но на отдельной доске треугольной формы. Это навершие не сохранилось. 

Центральную композицию Троицы окружают изображения сил небесных — ангелов. Библия даёт самую общую и разрозненную информацию о наличии мира духовных существ, особо приближённых к Богу. Сведения о них содержатся также в апокрифах. Наиболее подробно христианская ангелология была изложена в сочинении Псевдо-Дионисия Ареопагита (V или нач. VI в.) «О небесной иерархии». Согласно ему, ангельская иерархия состоит из девяти чинов соединённых по три в трех группах (ликах). На данной иконе Троицы изображены существа трёх высших ангельских чинов из первой триады, непосредственно предстоящие Господу: серафимы, херувимы и престолы. 

Бог Сын Иисус Христос представлен в особом иконографическом изводе — это так называемый Спас Эммануил: Христос в отроческом возрасте. Наименование Эммануил («С нами Бог») восходит к пророчеству Исайи: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14). Изображения Христа в образе ребёнка или отрока утверждает Его соответствие Мессии, которого и предсказывал пророк.

В основе изображения Бога Отца видение пророком Даниилом Старца: «одеяние на Нём было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна» (Дан. 7:9-14). В славянском переводе Библии Он именуется «Ветхий Денми», т. е. состаренный днями. 

Именно изображение Ветхого Денми как Бога Отца стало самым спорным моментом иконографии «Троицы Новозаветной». Образ был запрещен на Большом Московском Соборе 1666–1667 гг., как несоответствующий православному вероучению, поскольку являл собой попытку изображения неизобразимой первой ипостаси Святой Троицы. Однако, несмотря на запрет, иконы «Троицы Новозаветной», в том числе и «Отечество», продолжали создаваться.

Данная икона «Отечество» была частью большого иконостаса из собора Фёдоровской иконы Божией Матери в Петербурге. Собор был построен в начале XX в., как юбилейный храм-памятник 300-летию царствования династии Романовых. Сохранившаяся часть иконостаса экспонируется на постоянной экспозиции ГМИР.
#3
читать дальшескрыть

Отечество

Время создания
1913
Место создания
Москва
Размер
105х159 см
Техника
Дерево, темпера. Оклад — латунь, тиснение
4
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%