Напрестольное Евангелие — непременный атрибут каждого православного храма. Книга, полагаемая на престол в алтаре, символизирует присутствие в храме Бога-Слова. Евангелие постоянно пребывает на престоле и выносится из алтаря священнослужителем лишь для чтения. Чтение отрывка из Евангелия является одной из древнейших церковных традиций и обязательной частью чинопоследования литургии. Момент выноса Евангелия из алтаря для чтения на литургии называется Малый вход. В самые первые века была распространена практика сплошного чтения евангельских текстов, либо священник, возглавляющий богослужение, сам выбирал тот или иной отрывок в зависимости от праздника, какого-либо события, или от темы приготовленной им проповеди. Когда же с IV в. стали упорядочивать богослужение, то стали привязывать те или иные евангельские главы к определённой символике богослужебного года. В результате в крупнейших центрах христианского мира (Риме, Константинополе, Александрии) возникли собственные упорядоченные системы евангельских литургических чтений. Впоследствии для удобства использования большинство напрестольных Евангелий составляли исходя из принятого порядка чтения.
Напрестольное Евангелие является объектом церковного почитания — к нему прикладываются наряду с напрестольным Крестом и иконами. Для украшения, для того, чтобы придать дополнительное символическое соответствие Евангелия как образа Царя Небесного, а также с целью защиты книги от износа, её обычно помещали в оклад.
Жёсткого требования к оформлению окладов не было. В системе размещения изображений на окладах старались придерживаться формы креста. Наиболее распространённая традиция предусматривала помещать на верхней крышке центральное изображение и четыре угловых. В среднике располагается образ Христа в разных вариантах: «Распятия с предстоящими», «Христа Вседержителя», «Деисуса» (Христос с предстоящими Богородицей и Иоаном Предтечей), «Воскресения Христова» и др. В наугольниках — дробницы с изображением четырёх евангелистов, часто с их символическими изображениями. Помимо этих обязательных сцен, могли ещё добавлять изображения святых и праздников.
Представленное напрестольное Евангелие было создано в Москве в конце правления императрицы Елизаветы Петровны и несёт на себе черты барочной стилистики. Сплошной оклад из позолоченой меди с крупными чеканными картушами, завитками, раковинами, в который включены ещё и херувимы в виде детских головок с крыльями. Сохраняя в целом общепринятую традицию, данный оклад отличается увеличенным количеством дробниц. Все изображения в дробницах выполнены в технике финифти: на медные пластинки нанесена эмаль (стеклянная масса) по которой произведена роспись огнеупорными красками. По окончании росписи дробница подвергается обжигу, приобретая окончательный цвет.
Напрестольное Евангелие является объектом церковного почитания — к нему прикладываются наряду с напрестольным Крестом и иконами. Для украшения, для того, чтобы придать дополнительное символическое соответствие Евангелия как образа Царя Небесного, а также с целью защиты книги от износа, её обычно помещали в оклад.
Жёсткого требования к оформлению окладов не было. В системе размещения изображений на окладах старались придерживаться формы креста. Наиболее распространённая традиция предусматривала помещать на верхней крышке центральное изображение и четыре угловых. В среднике располагается образ Христа в разных вариантах: «Распятия с предстоящими», «Христа Вседержителя», «Деисуса» (Христос с предстоящими Богородицей и Иоаном Предтечей), «Воскресения Христова» и др. В наугольниках — дробницы с изображением четырёх евангелистов, часто с их символическими изображениями. Помимо этих обязательных сцен, могли ещё добавлять изображения святых и праздников.
Представленное напрестольное Евангелие было создано в Москве в конце правления императрицы Елизаветы Петровны и несёт на себе черты барочной стилистики. Сплошной оклад из позолоченой меди с крупными чеканными картушами, завитками, раковинами, в который включены ещё и херувимы в виде детских головок с крыльями. Сохраняя в целом общепринятую традицию, данный оклад отличается увеличенным количеством дробниц. Все изображения в дробницах выполнены в технике финифти: на медные пластинки нанесена эмаль (стеклянная масса) по которой произведена роспись огнеупорными красками. По окончании росписи дробница подвергается обжигу, приобретая окончательный цвет.