ОТ-810 – чешская кинозвезда с немецкими корнями
Время создания
1958–1963 гг.
Место создания
Чехословакия, г. Копршивнице, «Tatra»
Размер
188x210x571 см
вес — 9 т
вес — 9 т
Техника
металл, резина, заводское производство
Коллекция
Выставка
0
Открыть в приложении#1
#2
ОТ-810 — единственный в мире полугусеничный бронетранспортёр, который продолжали выпускать после Второй мировой войны. ОТ-810 создан на основе немецкого БТР Sd.Kfz.251, поэтому много раз изображал германскую технику в кино. В отличие от прототипа, экипаж и десант защищены бронированной крышей и могут стрелять через бойницы в бортах и корме.
Почему чехи решили делать немецкий бронетранспортер?
Чешская компания «Шкода» (Škoda) еще с XIX века была известным в Австро-Венгрии поставщиком военной продукции, особенно пушек самых разных систем. Причем Австро-Венгрии требовалось оружие собственной разработки, поэтому в Чехии сложилась своя самобытная «школа» конструкторов. И потому с обретением независимости Чехословакия смогла начать выпуск своей бронетехники, которую активно предлагали на экспорт. Чешскими танками и гаубицами интересовались даже в СССР.
После Второй мировой войны встал вопрос: чем вооружить армию возрожденной Чехословакии?
Во время оккупации Германией на чешских заводах массово выпускали танки и БТР немецкого образца, поэтому логичным ходом стало освоение германской техники. Но не простое копирование, а развитие идей.
В 1952 году компания TATRA, известный производитель целого спектра автомобилей и вагонов, начала на заводе в городе Копршивнице разработку нового бронетранспортёра. Основой послужил полугусеничный немецкий БТР Sd.Kfz.251, более известный у нас как «Ганомаг» (по имени фирмы-производителя).
Этот БТР имел полноценное гусеничное шасси и пару колес впереди. Колеса удлиняли общую опорную поверхность машины и позволяли управлять БТР по дороге. Поэтому Sd.Kfz.251 мог и преодолевать бездорожье, и ездить по шоссе с большой скоростью — до 50 км/ч и выше. То есть вышел отличный образец для подражания и улучшения.
Летом 1954 года были готовы два первых прототипа: один с 7,62 пулемётом vz.52, второй — с крупнокалиберным «противотанковым» 12,7-мм пулеметом vz.38/46 — чешской версией знаменитого советского пулемёта ДШКМ. Чехословацкую армию результаты испытаний не устроили, поэтому конструкцию серьезно доработали.
И в 1958 году на заводе Podpolianskym Strojárňam в Детве (центральная Словакия) начался серийный выпуск нового БТР ОТ-810 (от «Obrněný transportér» — «бронетранспортер»). Всего по разным данным выпустили порядка 1450–2000 машин.
Каковы же ключевые отличия ОТ-810 от «немца»?
Главное отличие — полноценная броневая крыша. В конце 50-х годов предполагали применение в следующей войне оружия массового поражения, поэтому защита пехоты в БТР должна была быть буквально всесторонней.
Корпус БТР был сварен из листов катаной стали толщиной от 6 до 15 мм, а не собран на болтах, как на немецких машинах.
В передней части корпуса стоял дизельный восьмицилиндровый двигатель TATRA Т-928-3 воздушного охлаждения и мощностью в 122 л. с. На немецких БТР стояли бензиновые «Майбахи» с жидкостным охлаждением и мощностью только 100 «лошадей». Благодаря дизелю существенно выросла дальность хода.
Управление машиной — рулевым колесом с наклоном вниз (как на германском прототипе) и рычагами для бортовых тормозов, что существенно повышло маневренность.
Почему чехи решили делать немецкий бронетранспортер?
Чешская компания «Шкода» (Škoda) еще с XIX века была известным в Австро-Венгрии поставщиком военной продукции, особенно пушек самых разных систем. Причем Австро-Венгрии требовалось оружие собственной разработки, поэтому в Чехии сложилась своя самобытная «школа» конструкторов. И потому с обретением независимости Чехословакия смогла начать выпуск своей бронетехники, которую активно предлагали на экспорт. Чешскими танками и гаубицами интересовались даже в СССР.
После Второй мировой войны встал вопрос: чем вооружить армию возрожденной Чехословакии?
Во время оккупации Германией на чешских заводах массово выпускали танки и БТР немецкого образца, поэтому логичным ходом стало освоение германской техники. Но не простое копирование, а развитие идей.
В 1952 году компания TATRA, известный производитель целого спектра автомобилей и вагонов, начала на заводе в городе Копршивнице разработку нового бронетранспортёра. Основой послужил полугусеничный немецкий БТР Sd.Kfz.251, более известный у нас как «Ганомаг» (по имени фирмы-производителя).
Этот БТР имел полноценное гусеничное шасси и пару колес впереди. Колеса удлиняли общую опорную поверхность машины и позволяли управлять БТР по дороге. Поэтому Sd.Kfz.251 мог и преодолевать бездорожье, и ездить по шоссе с большой скоростью — до 50 км/ч и выше. То есть вышел отличный образец для подражания и улучшения.
Летом 1954 года были готовы два первых прототипа: один с 7,62 пулемётом vz.52, второй — с крупнокалиберным «противотанковым» 12,7-мм пулеметом vz.38/46 — чешской версией знаменитого советского пулемёта ДШКМ. Чехословацкую армию результаты испытаний не устроили, поэтому конструкцию серьезно доработали.
И в 1958 году на заводе Podpolianskym Strojárňam в Детве (центральная Словакия) начался серийный выпуск нового БТР ОТ-810 (от «Obrněný transportér» — «бронетранспортер»). Всего по разным данным выпустили порядка 1450–2000 машин.
Каковы же ключевые отличия ОТ-810 от «немца»?
Главное отличие — полноценная броневая крыша. В конце 50-х годов предполагали применение в следующей войне оружия массового поражения, поэтому защита пехоты в БТР должна была быть буквально всесторонней.
Корпус БТР был сварен из листов катаной стали толщиной от 6 до 15 мм, а не собран на болтах, как на немецких машинах.
В передней части корпуса стоял дизельный восьмицилиндровый двигатель TATRA Т-928-3 воздушного охлаждения и мощностью в 122 л. с. На немецких БТР стояли бензиновые «Майбахи» с жидкостным охлаждением и мощностью только 100 «лошадей». Благодаря дизелю существенно выросла дальность хода.
Управление машиной — рулевым колесом с наклоном вниз (как на германском прототипе) и рычагами для бортовых тормозов, что существенно повышло маневренность.
Цельные бескамерные колеса в передней части машины лучше переживали обстрелы и проколы. Гусеничная ходовая часть имела торсионную подвеску и обрезиненные опорные катки.
Командир и водитель сидели спереди, бок о бок. Причем и командир, и водитель имели сравнительно хороший обзор вперед и вбок через пуленепробиваемые триплексы. При необходимости командир мог стрелять из верхнего люка — из ручного 7,62-мм пулемета vz.52, позже из установки единого пулемета vz.59 с круговым обстрелом. Далее размещался десант — десять солдат. Двое солдат сидели сзади водителя и командира по ходу движения. Остальные сидели на скамьях по бокам лицом друг к другу. Десантники могли вести огонь из личного оружия через специальные бойницы в броне — чего тоже не было у «Ганомага».
На некоторые машины ставили фильтровентиляционное оборудование — защиту от оружия массового поражения. Такие БТР могли перевозить меньше солдат, поскольку оборудование было сравнительно громоздким и занимало значительную часть правой стороны полезного объема внутри транспортера.
Вход и выход в ОТ-810 был возможен благодаря двустворчатой задней двери в корме и двустворчатым люкам в крыше, которые откидывались в стороны.
При необходимости этот БТР мог буксировать прицеп массой до трех тонн.
На базе ОТ-810 создали целое семейство техники — командно-штабную машину, машину связи ОТ-810/R2, санитарную машину, а также истребитель танков OT-810D.
На истребителе танков убрали крышу и добавили три откидных бронещита, защищающие расчет безоткатной 82-мм пушки М59А из трех человек.
Благодаря похожести на прямого «предка», Sd.Kfz.251, ОТ-810 часто снимали в кино «в роли» немецких бронетранспортеров. Наиболее заметные фильмы и сериалы с участием ОТ-810 — это «Товарищи по оружию/Band of Brothers», «Спасение рядового Райана», «Ремагенский мост/The Bridge at Remagen», «Освобождение Праги», «Белый Тигр», «Звезда» 2002 года, «Они были солдатами/Saints and Soldiers», и даже вольная экранизация Шекспира «Ричард III» 1995 года.
Отличить послевоенные машины от «оригиналов» простой зритель может по закрытой крыше на OT-810.
Сейчас ОТ-810 можно увидеть в парке «Патриот» в павильоне № 7 в экспозиции «Священная война».
Командир и водитель сидели спереди, бок о бок. Причем и командир, и водитель имели сравнительно хороший обзор вперед и вбок через пуленепробиваемые триплексы. При необходимости командир мог стрелять из верхнего люка — из ручного 7,62-мм пулемета vz.52, позже из установки единого пулемета vz.59 с круговым обстрелом. Далее размещался десант — десять солдат. Двое солдат сидели сзади водителя и командира по ходу движения. Остальные сидели на скамьях по бокам лицом друг к другу. Десантники могли вести огонь из личного оружия через специальные бойницы в броне — чего тоже не было у «Ганомага».
На некоторые машины ставили фильтровентиляционное оборудование — защиту от оружия массового поражения. Такие БТР могли перевозить меньше солдат, поскольку оборудование было сравнительно громоздким и занимало значительную часть правой стороны полезного объема внутри транспортера.
Вход и выход в ОТ-810 был возможен благодаря двустворчатой задней двери в корме и двустворчатым люкам в крыше, которые откидывались в стороны.
При необходимости этот БТР мог буксировать прицеп массой до трех тонн.
На базе ОТ-810 создали целое семейство техники — командно-штабную машину, машину связи ОТ-810/R2, санитарную машину, а также истребитель танков OT-810D.
На истребителе танков убрали крышу и добавили три откидных бронещита, защищающие расчет безоткатной 82-мм пушки М59А из трех человек.
Благодаря похожести на прямого «предка», Sd.Kfz.251, ОТ-810 часто снимали в кино «в роли» немецких бронетранспортеров. Наиболее заметные фильмы и сериалы с участием ОТ-810 — это «Товарищи по оружию/Band of Brothers», «Спасение рядового Райана», «Ремагенский мост/The Bridge at Remagen», «Освобождение Праги», «Белый Тигр», «Звезда» 2002 года, «Они были солдатами/Saints and Soldiers», и даже вольная экранизация Шекспира «Ричард III» 1995 года.
Отличить послевоенные машины от «оригиналов» простой зритель может по закрытой крыше на OT-810.
Сейчас ОТ-810 можно увидеть в парке «Патриот» в павильоне № 7 в экспозиции «Священная война».
#4
Базовая информация | |
Название краткое | БТР ОТ-810 |
Название полное | Бронетранспортер ОТ-810 |
Страна | Чехословакия |
Вид техники | Бронетранспортер |
год разработки | 1954 |
год производства | 1958–1962 гг. |
серийность | Серийный |
Изготовлено (в штуках) | Около 2000 (по другим данным —1450) |
Боевая масса | 9 т |
Длина | 5,71 м |
Высота | 1,88 м |
Ширина | 2,1 м |
Применяемая броня | Лоб — 15 мм, борт — 8–12 мм, корма — 8–12 мм, днище — 6 мм, крыша — 6 мм |
Запас хода | 600 км |
Скорость по шоссе | До 60 км/ч |
Мощность двигателя | 122 л. с. |
Вооружение № 1 | 7,62-мм пулемет vz.59 |
Экипаж | 2 человека + 10 человек десант |
Средства связи | Радиостанция Р-113 |
Интересные факты 1 | Последний серийный полугусеничный БТР в мире |
Интересные факты 2 | Создан на основе немецкого БТР Sd.Kfz.251 |
Интересные факты 3 | Много лет «играет» в кино немецкие бронетранспортеры |
читать дальшескрыть
ОТ-810 – чешская кинозвезда с немецкими корнями
Время создания
1958–1963 гг.
Место создания
Чехословакия, г. Копршивнице, «Tatra»
Размер
188x210x571 см
вес — 9 т
вес — 9 т
Техника
металл, резина, заводское производство
Коллекция
Выставка
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться