Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «История военной техники»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

ОТ-810 – чешская кинозвезда с немецкими корнями

Время создания
1958–1963 гг.
Место создания
Чехословакия, г. Копршивнице, «Tatra»
Размер
188x210x571 см
вес — 9 т
Техника
металл, резина, заводское производство
0
Открыть в приложении
#1

ОТ-810 — чешская кинозвезда с немецкими корнями

#2
ОТ-810 — единственный в мире полугусеничный бронетранспортёр, который продолжали выпускать после Второй мировой войны. ОТ-810 создан на основе немецкого БТР Sd.Kfz.251, поэтому много раз изображал германскую технику в кино. В отличие от прототипа, экипаж и десант защищены бронированной крышей и могут стрелять через бойницы в бортах и корме.
 
Почему чехи решили делать немецкий бронетранспортер?
 
Чешская компания «Шкода» (Škoda) еще с XIX века была известным в Австро-Венгрии поставщиком военной продукции, особенно пушек самых разных систем. Причем Австро-Венгрии требовалось оружие собственной разработки, поэтому в Чехии сложилась своя самобытная «школа» конструкторов. И потому с обретением независимости Чехословакия смогла начать выпуск своей бронетехники, которую активно предлагали на экспорт. Чешскими танками и гаубицами интересовались даже в СССР.
 
После Второй мировой войны встал вопрос: чем вооружить армию возрожденной Чехословакии?
Во время оккупации Германией на чешских заводах массово выпускали танки и БТР немецкого образца, поэтому логичным ходом стало освоение германской техники. Но не простое копирование, а развитие идей.
 
В 1952 году компания TATRA, известный производитель целого спектра автомобилей и вагонов, начала на заводе в городе Копршивнице разработку нового бронетранспортёра. Основой послужил полугусеничный немецкий БТР Sd.Kfz.251, более известный у нас как «Ганомаг» (по имени фирмы-производителя).
 
Этот БТР имел полноценное гусеничное шасси и пару колес впереди. Колеса удлиняли общую опорную поверхность машины и позволяли управлять БТР по дороге. Поэтому Sd.Kfz.251 мог и преодолевать бездорожье, и ездить по шоссе с большой скоростью — до 50 км/ч и выше. То есть вышел отличный образец для подражания и улучшения.
 
Летом 1954 года были готовы два первых прототипа: один с 7,62 пулемётом vz.52, второй — с крупнокалиберным «противотанковым» 12,7-мм пулеметом vz.38/46 — чешской версией знаменитого советского пулемёта ДШКМ. Чехословацкую армию результаты испытаний не устроили, поэтому конструкцию серьезно доработали.
 
И в 1958 году на заводе Podpolianskym Strojárňam в Детве (центральная Словакия) начался серийный выпуск нового БТР ОТ-810 (от «Obrněný transportér» — «бронетранспортер»). Всего по разным данным выпустили порядка 1450–2000 машин.
 
Каковы же ключевые отличия ОТ-810 от «немца»?
 
Главное отличие — полноценная броневая крыша. В конце 50-х годов предполагали применение в следующей войне оружия массового поражения, поэтому защита пехоты в БТР должна была быть буквально всесторонней.
Корпус БТР был сварен из листов катаной стали толщиной от 6 до 15 мм, а не собран на болтах, как на немецких машинах.
В передней части корпуса стоял дизельный восьмицилиндровый двигатель TATRA Т-928-3 воздушного охлаждения и мощностью в 122 л. с. На немецких БТР стояли бензиновые «Майбахи» с жидкостным охлаждением и мощностью только 100 «лошадей». Благодаря дизелю существенно выросла дальность хода.
 
Управление машиной — рулевым колесом с наклоном вниз (как на германском прототипе) и рычагами для бортовых тормозов, что существенно повышло маневренность.
Цельные бескамерные колеса в передней части машины лучше переживали обстрелы и проколы. Гусеничная ходовая часть имела торсионную подвеску и обрезиненные опорные катки.
Командир и водитель сидели спереди, бок о бок. Причем и командир, и водитель имели сравнительно хороший обзор вперед и вбок через пуленепробиваемые триплексы. При необходимости командир мог стрелять из верхнего люка — из ручного 7,62-мм пулемета vz.52, позже из установки единого пулемета vz.59 с круговым обстрелом. Далее размещался десант — десять солдат. Двое солдат сидели сзади водителя и командира по ходу движения. Остальные сидели на скамьях по бокам лицом друг к другу. Десантники могли вести огонь из личного оружия через специальные бойницы в броне — чего тоже не было у «Ганомага».
 
На некоторые машины ставили фильтровентиляционное оборудование — защиту от оружия массового поражения. Такие БТР могли перевозить меньше солдат, поскольку оборудование было сравнительно громоздким и занимало значительную часть правой стороны полезного объема внутри транспортера.
Вход и выход в ОТ-810 был возможен благодаря двустворчатой задней двери в корме и двустворчатым люкам в крыше, которые откидывались в стороны.
При необходимости этот БТР мог буксировать прицеп массой до трех тонн.
 
На базе ОТ-810 создали целое семейство техники — командно-штабную машину, машину связи ОТ-810/R2, санитарную машину, а также истребитель танков OT-810D.
На истребителе танков убрали крышу и добавили три откидных бронещита, защищающие расчет безоткатной 82-мм пушки М59А из трех человек.
 
Благодаря похожести на прямого «предка», Sd.Kfz.251, ОТ-810 часто снимали в кино «в роли» немецких бронетранспортеров. Наиболее заметные фильмы и сериалы с участием ОТ-810 — это «Товарищи по оружию/Band of Brothers», «Спасение рядового Райана», «Ремагенский мост/The Bridge at Remagen», «Освобождение Праги», «Белый Тигр», «Звезда» 2002 года, «Они были солдатами/Saints and Soldiers», и даже вольная экранизация Шекспира «Ричард III» 1995 года.
Отличить послевоенные машины от «оригиналов» простой зритель может по закрытой крыше на OT-810.
 
Сейчас ОТ-810 можно увидеть в парке «Патриот» в павильоне № 7 в экспозиции «Священная война».
#4
Базовая информация 
Название краткое БТР ОТ-810
Название полное Бронетранспортер ОТ-810
Страна Чехословакия 
Вид техники Бронетранспортер 
год разработки 1954
год производства 1958–1962 гг.
серийность Серийный 
Изготовлено (в штуках) Около 2000 (по другим данным —1450)
Боевая масса 9 т
Длина5,71 м
Высота1,88 м
Ширина2,1 м
Применяемая броня Лоб — 15 мм, борт — 8–12 мм, корма — 8–12 мм, днище — 6 мм, крыша — 6 мм
Запас хода 600 км
Скорость по шоссе До 60 км/ч 
Мощность двигателя 122 л. с. 
Вооружение № 1 7,62-мм пулемет vz.59
Экипаж 2 человека + 10 человек десант 
Средства связи Радиостанция Р-113
Интересные факты 1Последний серийный полугусеничный БТР в мире
Интересные факты 2Создан на основе немецкого БТР Sd.Kfz.251
Интересные факты 3Много лет «играет» в кино немецкие бронетранспортеры
читать дальшескрыть

ОТ-810 – чешская кинозвезда с немецкими корнями

Время создания
1958–1963 гг.
Место создания
Чехословакия, г. Копршивнице, «Tatra»
Размер
188x210x571 см
вес — 9 т
Техника
металл, резина, заводское производство
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%