Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «История военной техники»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Легкий танк М3А1 «Стюарт III»

Время создания
1941
Место создания
США
Размер
2640x2470x4430 см
вес — 12,68 т
Техника
металл, заводское производство
0
Открыть в приложении
#1

Легкий танк М3А1 «Стюарт III» — «чемпион в легком весе»

#2
Создан в арсенале Рок-Айленд с учётом опыта войны в Испании и начального периода Второй мировой войны. На вооружение США танк М3 принят 5 мая 1940 года.
 
«Стюарт» стал самым массовым легким танком за всю историю — в 1941–1944 гг. было выпущено 23 685 машин. «Стюартов» модификации М3А1 изготовили 4621 танк.
M3 поставлялся по ленд-лизу в Великобританию и Советский Союз.
 
Он широко применялся для разведки и заслужил похвалы танкистов за скорость и надежность.
Воевал в Северной Африке, на Северном Кавказе, в Бирме, на островах Тихого океана и в Италии. А после Второй мировой войны служил в Южной Америке вплоть до XXI века.
 
Имя «Стюарт» танк М3 получил от англичан (которым М3 поставили по программе ленд-лиза в 1941 году) в честь генерала кавалерии Конфедерации южных штатов Джеба Стюарта. Иронично, что Стюарт был врагом центрального правительства в Вашингтоне, то есть «предков» тех, кто заказал этот танк.
Позже, чтобы отличать новые модификации, в Британии к «General Stuart» или «Stuart» добавляли римскую цифру. Так М3А1 стал Стюартом III. 
А в советских документах все «Стюарты» называли МЗ «лёгкий», или просто МЗл, или М3Л.
 
В парке «Патриот» «Стюарт III» стоит рядом с прославленными «тридцатьчетверками». Сразу бросается в глаза, что легкий американский танк по размерам почти не уступает советскому среднему. Большая высота — отличительная черта бронетехники США периода Второй мировой. Почему?
Дело в том, что радиальный мотор «Континенталь» W-670-9A был взят для «Стюарта» из авиации, где в полете охлаждался набегающим потоком воздуха. Поэтому двигатель имел форму звезды и в танке ставился вертикально, для лучшего охлаждения.
Вдобавок через весь танк, от мотора в кормовой части к трансмиссии (которая передает крутящий момент от двигателя к ведущим колесам) в передней, шел солидный вал. И вал установили довольно высоко — что также добавляло «роста» танку.
 
Среди «одноклассников» — других легких танков конца тридцатых-начала сороковых годов «Стюарт» М3А1 выделялся мощным вооружением — 37-мм пушкой M6. По сравнению с пулеметами итальянских и ранних американских легких танков, немецкого танка Pz.Kpfw.I, 20-мм пушками советского Т-60 и немецкого Pz.Kpfw. II это был солидный шаг вперед.
 
Снаряд М6 на близкой дистанции пробивал даже 50-мм броню средних немецких танков 1941 года — больше, чем снаряды советской «сорокапятки». К тому же вертикальный стабилизатор фирмы «Вестингауз» для пушки позволял «Стюарту» хотя бы в теории стрелять на ходу.
 
«Стюарт» также отличался солидной броней — толщиной до 51 мм в маске пушки, сопоставимо с защитой многих средних танков начала Второй мировой войны.
 
Мощный двигатель в 250 «лошадей» разгонял тринадцатитонный танк до скорости 58 км/ч, а то и выше (по советским документам поздние версии M3 выдавали до 64 км/ч).
Однако прожорливый мотор потреблял дефицитный авиационный бензин, с октановым числом (соотношение с эталонной смесью) не менее 80 — или 70 с присадками. Поэтому дальность хода танка без дополнительных баков составляла всего около 70 миль, или 113–120 км.
 
«Стюарты» широко поставляли по ленд-лизу сначала в Британию, потом в СССР. Вскоре британские танкисты начали жаловаться, что при повороте башни стоящим в ней членам экипажа приходится перепрыгивать через вал в боевом отделении.
 
Поэтому модификация М3А1 получила подбашенную корзину, или полик, плюс сидения в башне для наводчика и командира, он же заряжающий. Теперь при вращении башни экипажу больше не нужно было подскакивать — но платой стала теснота в башне.

На корпусе танка в парке «Патриот» можно увидеть крупные заклепки на броне — т. к. электросварка брони даже в США была очень сложным процессом.
 
На испытаниях в США прямое попадание крупнокалиберных пуль в башню хоть и не пробивало броню, но вышибало заклепки внутрь, угрожая танкистам. Поэтому башня М3А1 стала сварной — в отличие от клепаных башен танков первых версий.
 
Быстрые и легкие «Стюарты» отлично подходили для разведки и боев в горах и лесах — везде, где не могли или не успевали пройти более тяжелые машины.
 
Вечером 11 сентября 1942 года три М3 легких под командованием лейтенанта Александра Яковлевича Павкина расстреляли колонну немецких танков, подбив 11 машин из 16. Семь танков записали на «личный счет» Павкина.
 
16 июля 1943 года в бою у деревни Баррафранка на Сицилии две роты М3А1 отбили атаку немецких средних танков Pz.Kpfw. IV, без потерь уничтожив пять вражеских машин, еще четыре танка записали на артиллерию поддержки.
 
23 марта 1944 года у польской деревни Стоянув лейтенант Михаил Алексеевич Четвертной на легком М3 смог из засады сжечь тяжелый танк «Пантера» и подбить второй, а также уничтожить свыше 90 немецких пехотинцев. В бою Четвертной погиб, но его эскадрон (как указано в наградном листе) танков удержал рубеж до подхода основных сил. Посмертно Четвертного наградили орденом Ленина.
Советским танкистам нравились большая подвижность легкого танка, хороший прицел пушки, мощный двигатель. Отдельно хвалили надежную работу всех агрегатов танка. Танковая рация имела хорошую экранировку от помех, плюс радиостанцию можно было легко и быстро настроить.
Также танкисты СССР 1942 года ругали отсутствие у М3 осколочных снарядов (которые штатно входили в его боекомплект) — вероятно, подводило снабжение.
 
После Второй мировой войны «Стюарты» еще много лет сражались по всему миру — в Китае, Корее, Индии, Индонезии, Анголе… А в Парагвае М3 служили вплоть до 2015 года.
 
Сейчас М3А1 можно увидеть в парке «Патриот» на Музейной площадке № 1. Во время Великой Отечественной войны именно в Кубинке испытывали пришедшие по ленд-лизу танки.
#3
Легкий танк М3А1
#4
Базовая информация 
Название полное  Легкий танк М3А1  
Страна  США 
Вид техники  Легкий танк 
год разработки  1940 
год производства  1941
серийность  Серийный 
Изготовлено (в штуках) 4521 единица (общий выпуск М3 и М5 всех версий — 23685) 
Бронирование 
Применяемая броня Катаная гомогенная  
Корпус лобовая броня 38 мм верхняя лобовая,
44 мм нижняя лобовая
Корпус бортовая броня 25 мм
Башня лобовая броня 51 мм, маска пушки
38 мм

Башня бортовая броня 32 мм
Подвижность                      58 км/ч  
Запас хода на одном баке 113 км
Скорость по шоссе 58–64 км/ч (максимальная)
37 км/ч (средняя),
по проселочной дороге — 29 км/ч

Скорость по грунту  20 км/ч (средняя) 

Объем двигателя  11 л 
Мощность двигателя 37-мм пушка М6 
Огневая мощь 
Вооружение № 1  37-мм пушка М6 
Боекомплект вооружения № 1 106 снарядов 
Вооружение № 2  Три пулемета Browning M1919 А4
Один зенитный, один спаренный с пушкой и один в корпусе

Боекомплект вооружения № 2 7220 патронов 
Вооружение № 3 Пистолет-пулемет Томпсона М1928А1 
Боекомплект вооружения № 3 350 патронов 
Экипаж  4 человека  
читать дальшескрыть

Легкий танк М3А1 «Стюарт III»

Время создания
1941
Место создания
США
Размер
2640x2470x4430 см
вес — 12,68 т
Техника
металл, заводское производство
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%