Гравюру «Освободители Европы» Даниэль Готтфрид Бергер выполнил по живописному оригиналу Фридриха Георга Вейча в 1815 году. К этому времени он уже 28 лет был профессором гравюры на меди, имел внушительные связи и выполнял заказы для картинной галереи Сан-Суси и профессора анатомии Иоганна Иеккеля.
#2
#3
Сюжет
#4
«Освободителей Европы» Бергер выполнил в техниках офорта и резцовой гравюры. Произведение посвящено вступлению русских, австрийских и прусских союзных войск в Париж в марте 1814 года, когда завершилась эпоха наполеоновских войн. После суток напряженных боев на подступах к городу, потери нескольких селений и Монмартра, под дулами прусских пушек, французские командующие отправили императору Александру I парламентера. Город был сдан. Капитуляцию Парижа на условиях русских подписали в два часа ночи, в 7 утра французская армия покинула захваченный город, а в полдень в столицу Франции вошли эскадроны победителей с Александром I во главе.
На гравюре в город въезжает триумфальная колесница с монархами-союзниками — королем Пруссии Фридрихом Вильгельмом III, российским императором Александром I и австрийским императором Францем I. Коней под уздцы ведут четыре женщины в хламидах — античных нарядах: Умеренность, Твердость с колонной в руке, Правосудие с мечом и Вера с крестом. На колеснице установлена женская фигура, символизирующая мир, в руках она держит рог изобилия, в нем — колосья, овощи и цветы. Монархов сопровождают полководцы, которые проявили себя в битвах с Наполеоном. Со ступеней Храма Единодушия и перед ним на победителей смотрит народ, а с облаков — полководцы Михаил Кутузов и Жан Виктор Моро.
На гравюре в город въезжает триумфальная колесница с монархами-союзниками — королем Пруссии Фридрихом Вильгельмом III, российским императором Александром I и австрийским императором Францем I. Коней под уздцы ведут четыре женщины в хламидах — античных нарядах: Умеренность, Твердость с колонной в руке, Правосудие с мечом и Вера с крестом. На колеснице установлена женская фигура, символизирующая мир, в руках она держит рог изобилия, в нем — колосья, овощи и цветы. Монархов сопровождают полководцы, которые проявили себя в битвах с Наполеоном. Со ступеней Храма Единодушия и перед ним на победителей смотрит народ, а с облаков — полководцы Михаил Кутузов и Жан Виктор Моро.
#5
На другом облаке, над союзниками, расположилась аллегорическая фигура Победы. Крылатая женщина держит в руках раскрытый свиток, пальмовую ветвь — символ воинской победы — и лавровые венки для триумфаторов. Текст на свитке: «Мир и согласие всех народов» — на русском языке. Увенчанная лавром Слава подле нее изображена крылатой женщиной с длинной фанфарой.
#7
Гравюра Сальваторе Карделли
#8
Гравюру-аллегорию с живописных «Освободителей Европы» выполнял также итальянский мастер Сальваторе Карделли. В его интерпретации вместо Веры с крестом в руке одного из коней ведет Единодушие с курительницей, а компанию Кутузову и Моро на облаке составляет маршал Петр Багратион. На колеснице вместо символа мира с рогом изобилия — скрещенные лавровые ветви. Эта гравюра хранится в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве.
«Освободители Европы». Сальваторе Карделли. Источник: Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина в Москве
#9
Ирбитский государственный музей изобразительных искусств (ГМИИ)
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Освободители Европы
Время создания
1815 год
Размер
56,4x70,7 см
Техника
Офорт, резец
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться