Якоб фон Штелин (1709–1785) — уроженец швабского города Меммингена, выпускник Лейпцигского университета. Предприимчивый человек энциклопедических знаний, Штелин заинтересовал русское правительство как специалист в области словесности, медальерного искусства и устройства фейерверков и иллюминаций. В 1735 году он подписал контракт с Академией наук и приехал в Санкт-Петербург, где сменил имя на русскоязычное «Яков Яковлевич».
Три года прослужив в Академии наук, в 1738 году Штелин был принят в ее члены и назначен профессором «элоквенции и поэзии»; три года спустя — поставлен управлять художественным департаментом (с 1747 года — Академией изящных искусств).
Имя Якова Штелина много значит для истории русской гравюры. Он гравировал сам и руководил другими граверами, выписывал заграничных учителей и выбирал способных к этому делу учеников. При нем были успешно гравированы петербургские, царскосельские, ораниенбаумские планы и пейзажи, портреты Елизаветы I и Петра III, торжественные события, сопровождавшиеся запуском фейерверков.
Яков Штелин сохранил о себе память и как литератор. В 1767 году он опубликовал свое двухтомное сочинение «Известия о художествах России». Для иностранцев это не вполне грамотное и структурированное исследование долгое время оставалось авторитетным источником данных о состоянии искусства в России.
Кроме того, Штелин написал воспоминания о Петре III Фёдоровиче и составил своеобразный библиографический памятник — «Анекдоты о Петре Великом». Впервые этот сборник был опубликован в Лейпциге, затем вышел также на русском и французском языках.
Яков Яковлевич оставил после себя уникальную коллекцию гравюр, созданных русскими мастерами в XVIII веке. Собрание включает многочисленные пробные оттиски, не имеющие аналогов.
Оригинальный портрет Якова Штелина написал немецкий художник Георг Фридрих Шмидт. В начале Семилетней войны он по приглашению императрицы Елизаветы Петровны приехал в Петербург. Пять лет Шмидт провел в Российской империи, писал портреты и руководил школой гравюры. После смерти Елизаветы, в 1762 году, художник вернулся на родину.
В последний год жизни Шмидта его учеником стал немецкий гравер Готтфрид Даниэль Бергер. Для создания представленной гравюры Бергер использовал живописный образец кисти своего учителя.