Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «История родного края»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Орудия: грабли, вилы, цеп, крюк, кочедык

Время создания
(1)Конец XVIII - начало XIX веков (2)Конец XIX века (3)XIX век (4) XX век (5) XX век
Размер
(1)167х51х10 см (2)113х16,5 см (3)180 см (4) 65х21 см (5) 14,5 см
Техника
(1)Дерево (2)Дерево, металл (3)Дерево, кожа (4)Дерево, металл кожа (5)дерево, металл
4
Открыть в приложении
#1
Орудия крестьян: грабли (1), вилы (2), цеп (3), крюк для выделки кожи (4), кочедык (5)
#2

Грабли

#3
Грабли — сельскохозяйственный инструмент.

Особенные названия рабочих граблей: гребщик, гребчиха, громадильник, громадильница, громадильщик, громадильщица.

Грабли состояли из рукояти (грабельника, граблевища) с набитой на конце ее поперечной колодкой (головяшкой), в которую вставлялся перпендикулярно ряд зубьев. Колодка граблей могла быть округленной, прямой формы или с остроконечным выступом в середине.
#4
Грабли. Конец XVIII в. — начало XIX в.
#5
На ряду с деревянными граблями употреблялись железные. Из железа делались или одни зубья, или же вся колодка, в которой укреплялись зубья.

Деревянные грабли применялись для разбивания комьев уже разрыхлённой почвы, очистки от выкопанных корней сорных трав, лёгкого разрыхления последней между рядами растений, а также для грабления, сгребания или сгромаживания скошенной травы, переворачивания её и вообще при уборке культивируемых растений.

Железные грабли употреблялись при выгребании навоза из хлева и для разбрасывания удобрений в поле.
#6
Граблями сгребали или сгромаживали скошенную траву.
#7

Вилы

#8
Вилы — сельскохозяйственный переносной ручной инструмент, используемый в сельском хозяйстве для погрузки и выгрузки сена и других продуктов сельского хозяйства, а также создания проколов в почве для её аэрирования.

Орудие, состоящее из рукояти с несколькими прямыми зубьями на ее конце. В отличие от граблей, зубья которых были расположены под прямым углом к рукояти, зубья вил являлись как бы продолжением рукояти в том же направлении.
#9
Вилы. Конец XIX века.
#10
Вилы могли быть деревянными или железными.

Деревянными вилами пользовались для взметывания сена или подачи снопов на воз.

Для накладывания или переноски навоза пользовались деревянными вилами с металлическими наконечниками — ральниками, нарожниками.

Более совершенными были железные вилы с длинными, слегка выгнутыми и заостренными зубьями, укрепленными на железной колодке, с обоймой для вставления деревянной рукояти. Количество зубьев у них обычно колебалось от 2 до 4-х.
#11
Для погрузки сена на воз использовали вилы.
#12
Вилы — известный в истории инструмент. Его древним прототипом является острога, применяемая для рыбной ловли. Только на концах зубцов отсутствуют крючки, которыми удерживалась рыба.
#13
Илл. в кн. «Рисунки к исследованию рыбных и звериных промыслов на Белом и Северном морях» 1863 г.
#14
Любопытна история этого инструмента и фактом трансформации из орудия труда в оружие — трезубец. Обладателями трезубцев были не только древние воины, но и боги Зевс (Юпитер) и Посейдон (Нептун).

Согласно христианской мифологии трезубец использовался, как орудие труда Дьявола и чертей при пытках грешников в аду.

У древних славян — язычников подобных ассоциаций не было, и вилы воспринимались, исключительно, как орудие труда.
#15
1 / 4
Острога — Вилы — Трезубец
#16

Цеп (молотило)

#17
Цеп (молотило) — ручное орудие для обмолота (отделения зерна от колосьев) после жатвы.

Цеп обычно состоит из двух (реже — нескольких) подвижно связанных концами палок: более длинная (до 2 м) рукоятка и более короткая (до 0,8 м) рабочая часть, ударяющая по злакам.
Рукоятка называлась держалом, держалкою, кадцеей, цеповищем, цепником, а связь между рукояткой и рабочей частью — приузом, привузой, привзой, приуздой, гужиком и изготавливалась из сыромятной кожи.
Рабочая часть — палка, ударяющая по злакам — имела названия боёк, билень, бич, битчик, приузень, киок, батог, навязень, висяга, молотило, молотильник, типок, типинка.

Из цепа возникла разновидность холодного оружия — боевой цеп, а в Японии и Китае — нунчаки.
#18
Цеп. XIX век.
#19
При молотьбе цепом снопы ржи или других зерновых культур укладывались параллельными рядами на гумне — очищенном от дерна и выровненном участке земли на усадьбе крестьянина. Колосья каждых двух рядов снопов были обращены друг к другу. Молотильщики, постепенно двигаясь вдоль рядов, поднимали и опускали цепы.

При взмахивании рукоятью цепа бич, привязанный к ней, отлетал далеко вверх и в сторону, а при опускании с большой силой ударял по колосьям, выбивая из них зерна. Для увеличения силы удара нередко для бича бралась палка, утолщенная на конце. Для этой же цели ремень, связывавший рукоять с бичом, укреплялся на рукояти подвижно — таким образом, чтобы бич вместе с ремнем свободно вращался вокруг рукояти и при каждом взмахе цепом описывал в воздухе круг.

Молотьба цепами была наиболее распространенным способом обмолота вплоть до второй половины XIX в. Позднее эти способы стали заменяться обмолотом с помощью молотилок, которые работали на конной или паровой тяге. Создавался особый промысел молотильщиков, которые работали на своих машинах по найму.
#20
Цепом молотили по злакам, чтобы освободить зерно.
#21

Крюк — орудие труда для выделки кожи

#22
Крюк для выделки кожи состоит из ручки, крюка со скребком, стержня и петли. Сделан из дерева с металлической вставкой прямоугольной формы. Нижняя часть стержня обстругана ножом так, чтобы на конце образовалось утолщение, на котором закреплена петля для ноги.
#23
Крюк для выделки кожи
#24
«Нехитрый инструментарий одной из […] [овчинных] мастерских.

Крюк служил для обминания подвешенной овчины: левой рукой работник придерживал складки кожи, а крюком скользил по ним, для чего правой рукой рабочий держал крюк за верхнюю рукоятку, а к нижнему концу крюка была привязана веревка с петлей для ступни ноги, резким движением оттягивающей крюк вниз.

Работы по выделке овчин производились по большей части внутри жилья.»
Источник: Труды ГИМ. — Выпуск XXIII. — М., 1953. — Левинсон Н.Р., Маясова Н. А. Культура Русского Севера в конце XIX — нач. XX вв. (Каргопольская экспедиция 1949–1950 гг.). — С. 199, 120-121.
#25

Кочедык

#26
Кочедык (также свайка) — это инструмент мастеров по плетению из бересты, внешне напоминающий кривое шило или изогнутый плоский коготь, при помощи которого увеличивают щель между слоями ячеек плетёного изделия для облегчения продёргивания лент и увеличения плотности плетения. Также использовался для изготовления других предметов из луба или для сдирания коры с деревьев.

Кочедык изготавливали из дерева, металла или кости.
#27
Кочедык. XX век
#28
Самым распространенным плетенным изделием на Руси были лапти.

Лапти (единственное число — лапоть) — низкая обувь, распространённая на Руси в старину, и бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х годов, сплетённая из древесного лыка (липовые, вязовые и другие), берёсты или пеньки. Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей.

Лапоть привязывался к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти.
#29
Схема плетения лаптей
#30
Поскольку кожаная обувь всегда стоила дорого и позволить себе её могли только состоятельные люди, беднота ходила в лаптях, вследствие чего лапти стали символизировать нищету, низкое происхождение, а в советское время также бескультурье и отсталость.

В процессе плетения лаптей кочедык использовали не сразу.
#31
Плетение лаптей при помощи кочедыка
#32
Сначала начинали плести пятку, перегнув лыки пополам через «говенник» — ссучёное в шнур лыко. Говенник должен представлять собой связанный в виде круга лыковый шнурок, образующий край проёма будущего лаптя, в который просовывается нога. После того как пятка будет сплетена и «утянута» по колодке, то тогда с обеих сторон (также, будучи перегнутыми посередине, сначала одной, а потом и другой половинами) вплетаются последние два лыка и продолжают плестись сначала подошва, а потом и «голова» лаптя.

Когда длины подошвы хватает для того, чтобы загнуть её наверх и закрыть пальцы стопы до подъёма (образовать «голову» лаптя), то подошва огибается через говенник (теперь уже с передней стороны лаптя), а оставшиеся концы лык продолжают плестись сверху в обратном направлении по длине подошвы, образуя тем самым второй, внешний, слой лаптя. Именно на этой стадии плетения и начинает применяться кочедык. Им приподнимаются уже сплетённые петли для просовывания в них концов лык. Ручкой кочедыка приподнятая петля прибивается назад. Дойдя до краёв подошвы, некоторые из лык, симметрично с правой и с левой сторон, также огибаются через говенник притягивая подошву к нему и придавая бокам лаптя вертикальное положение, а самому лаптю форму, похожую на туфлю. Став «двуслойным», лапоть приобретает большую прочность.

После того как внешний слой лаптя износится до такой степени, что носить лапоть становится неудобно, лапоть можно на некоторое время починить. Это в крестьянской среде называлось «подковырнуть». Значит вместо изношенных лык внешнего слоя, при помощи кочедыка, всунуть обрезки новых лык. Но считалось, что к такой операции «подковырки» прибегали только бедняки, не имевшие возможности приобрести даже новые лапти.
#33
читать дальшескрыть

Орудия: грабли, вилы, цеп, крюк, кочедык

Время создания
(1)Конец XVIII - начало XIX веков (2)Конец XIX века (3)XIX век (4) XX век (5) XX век
Размер
(1)167х51х10 см (2)113х16,5 см (3)180 см (4) 65х21 см (5) 14,5 см
Техника
(1)Дерево (2)Дерево, металл (3)Дерево, кожа (4)Дерево, металл кожа (5)дерево, металл
4
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%