Картина итальянского живописца XVI века Орацио Саммакини «Благовещение», представленная в экспозиции Тульского музея — единственная в России работа этого художника. Саммакини был ведущим мастером маньеризма в Болонье. Это переходное направление от Возрождения к барокко — оно характеризуется утратой гармонической ясности художественного языка.
Тема Благовещения была очень популярна в европейском искусстве, особенно у маньеристов. Она выражала трагизм их мировосприятия, ощущение зыбкости человеческой судьбы, в которую вторгается божественная воля. На этом полотне посланник Бога архангел Гавриил в окружении ангелов словно ворвался в комнату Марии, возвещая ей Благую весть: именно она избрана, чтобы стать матерью Сына Божия. Жест Девы Марии выражает смиренное приятие божественной воли и покорность своей судьбе. На нее снисходит благодать: от голубя, символа Святого духа в христианском искусстве, исходит божественное сияние, лучи которого сейчас коснутся Марии. Корзина с тканью и клубком нитей у ног Марии символизирует «соткание» плоти Спасителя во чреве матери Бога. А белая лилия в руках ангелов — символ благочестия и чистоты духовных помыслов.
Художественное воплощение этого сюжета в работе Саммаккини дисгармонично. Остро динамичная композиция перегружена, лишена классического равновесия. Пространство — тесное и сжатое, лишь в дверном проеме развивается в глубину. Вместо возвышенных идеализированных образов — мощные, тяжеловесные фигуры героев. Кажется, ангел с трудом удерживает облако, на котором восседает Гавриил. Здесь ощущается влияние на Саммаккини Джорджо Вазари, от которого многие художники того времени переняли увлечение скульптурным языком Микеланджело.
Композиция полотна пронизана энергичным движением изображенных фигур — как Архангела Гавриила, так и Девы Марии. Яркий колорит, противопоставление холодных и теплых тонов, сложные позы героев — все это характерно для маньеризма. Разрушая сложившиеся в искусстве Ренессанса каноны и привнося в свои работы субъективное начало, маньеристы выражали мысль о невозможности достичь гармонии с миром.
Тема Благовещения была очень популярна в европейском искусстве, особенно у маньеристов. Она выражала трагизм их мировосприятия, ощущение зыбкости человеческой судьбы, в которую вторгается божественная воля. На этом полотне посланник Бога архангел Гавриил в окружении ангелов словно ворвался в комнату Марии, возвещая ей Благую весть: именно она избрана, чтобы стать матерью Сына Божия. Жест Девы Марии выражает смиренное приятие божественной воли и покорность своей судьбе. На нее снисходит благодать: от голубя, символа Святого духа в христианском искусстве, исходит божественное сияние, лучи которого сейчас коснутся Марии. Корзина с тканью и клубком нитей у ног Марии символизирует «соткание» плоти Спасителя во чреве матери Бога. А белая лилия в руках ангелов — символ благочестия и чистоты духовных помыслов.
Художественное воплощение этого сюжета в работе Саммаккини дисгармонично. Остро динамичная композиция перегружена, лишена классического равновесия. Пространство — тесное и сжатое, лишь в дверном проеме развивается в глубину. Вместо возвышенных идеализированных образов — мощные, тяжеловесные фигуры героев. Кажется, ангел с трудом удерживает облако, на котором восседает Гавриил. Здесь ощущается влияние на Саммаккини Джорджо Вазари, от которого многие художники того времени переняли увлечение скульптурным языком Микеланджело.
Композиция полотна пронизана энергичным движением изображенных фигур — как Архангела Гавриила, так и Девы Марии. Яркий колорит, противопоставление холодных и теплых тонов, сложные позы героев — все это характерно для маньеризма. Разрушая сложившиеся в искусстве Ренессанса каноны и привнося в свои работы субъективное начало, маньеристы выражали мысль о невозможности достичь гармонии с миром.