Роль птицы в натуральном хозяйстве манси и ханты располагалась сразу после рыбы и зверя. На разные виды птиц охотились осенью, летом и весной, их мясо вялили и заготавливали впрок. Основным способом охоты на птиц были ловушки и луки, позднее их заменили на ружья. От птиц также получали пух и перо, которые с древнейших времен использовали в различных сферах.
Перья сжигали во время языческих ритуалов, используя дым для проведения обрядов. Перьями украшали костюм и бубен шамана, главного проводника между мирами людей и духов. Перья из крыльев и хвоста также служили стабилизаторами для стрел.
Опахало из птичьих перьев всегда держали возле главного места в доме — очага. Он был главным условием выживания в северном климате, поэтому издавна его наделяли магическими свойствами. Очаг сравнивали с матерью, которая оберегает и согревает свое дитя, отсюда мифологическое олицетворение домашнего огня в образе женщины-матери.
По представлениям хантов, женщина-богиня живет в открытом очаге, чувале или печи. Ее плоть — это дрова, душа — пламя. Хозяйка дома всегда заботится об огне, угощает его кусочками мяса и каплями жира во время традиционных церемоний, жертвует ему платья и платки, сжигая лоскутки. Мужчины тоже показывают свое уважение к огню — отдают ему первые капли вина на праздничной трапезе.
Очаг — сакральное пространство, оно требует строгого порядка и чистоты. Ежедневно хозяйка должна заботиться о нем, менять очажный песок, подметать вокруг и выносить мусор. После приготовления пищи необходимо убирать перекладину тагана с рогатин и ставить рядом. Крючки для подвешивания котлов при этом перевешивали и очищали.
Для уборки служила метла из птичьих крыльев с крепкими маховыми перьями. Рядом с ней всегда хранилось опахало, чтобы раздувать пламя. Опахало собирали из крыльев гуся, утки и гагары. Их скрепляли гибкой лентой из корня кедра, которую заготавливали особым образом и использовали также для плетения коробов. Когда опахало ветшало, его чинили и оставляли возле очага уже в статусе метлы.