Духовой инструмент. Корпус инструмента полуовальный в поперечном сечении, изготовлен из слоновой кости. Раструб, приклепан к корпусу 4 заклёпками из белого металла. Мундштук, приклёпан к корпусу 6 заклёпками из белого металла. Металлическая трость укреплена в деревянной втулке (втулка вставлена в корпус). Имеются 2 кольца; приклепаны к корпусу — первое 4, второе 5 заклепками из белого металла. Имеются 2 петли, прикреплены к кольцам из белого металла; 2 ободка припаяны к петлям (каждый ободок представляет из себя 2 скрученных проволочки) из белого металла. На мундштуке, раструбе и кольцах чеканка; резьба на корпусе: мужская голова в шляпе с перьями, 3 королевские лилии, 2 сцены охоты на медведей и оленя.
Олифант
Время создания
XVIII-XIX вв.
Место создания
Россия (?)
Размер
50,9х11 см
Техника
белый металл, слоновая кость, дерево, металл, пайка, резьба
Коллекция
13
Открыть в приложении#1
Неизвестный мастер
Олифант
#2
#3
В Коллекции музыкальных инструментов хранятся восемь олифантов XVIII — начала XIX в. Они поступили в коллекцию музея из Эрмитажа в начале ХХ в. Три из них в 1840–1850-х гг. императрица Александра Федоровна подарила мужу — императору Николаю I на дни рождения.
#4
Олифанты (фр. «olifant») — рыцарские средневековые сигнальные рога, вырезанные из слоновой кости. Олифант всегда украшался резьбой, цепями, кольцами, накладками из драгоценных металлов и был скорее предметом роскоши, нежели музыкальным инструментом.
#10
Музейные инструменты ярко демонстрируют эту традицию. Поверхности инструментов украшены резными сценами охоты, медальонами с изображениями Георгия Победоносца, Петра I, Екатерины I, польских королей Яна Собесского и Августа II.
#5
На рог устанавливаются два кольца, чтобы его можно было подвешивать на правый бок рыцаря. Когда рыцарская эпоха миновала, олифанты стали использовать только как охотничьи рога.
#9
Олифант широко упоминается в литературе, описывающей рыцарские подвиги. Наиболее известно упоминание инструмента в старофранцузской героической поэме «Песнь о Роланде». Олифант был при Роланде во время Ронсевальской битвы в Пиренеях в 778 г.
С усилием отчаянным и болью
Трубит Роланд — багряной, свежей кровью
Его уста покрыты. На челе
Все крепкие перервалися жилы…
Гремит протяжно зычный Олифант, —
Услышал Карл среди ущелий мрачных…
«Песнь о Роланде». Пер. Ф. Г. де Ла Барта
С усилием отчаянным и болью
Трубит Роланд — багряной, свежей кровью
Его уста покрыты. На челе
Все крепкие перервалися жилы…
Гремит протяжно зычный Олифант, —
Услышал Карл среди ущелий мрачных…
«Песнь о Роланде». Пер. Ф. Г. де Ла Барта
#6
#7
#8
СПбГМТиМИ
читать дальшескрыть
Олифант
Время создания
XVIII-XIX вв.
Место создания
Россия (?)
Размер
50,9х11 см
Техника
белый металл, слоновая кость, дерево, металл, пайка, резьба
Коллекция
13
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться