14-струнный щипковый инструмент. Лицевая сторона (дека) из ели, все остальные части инструмента из волнистого клёна. На поворотной крышке, прикрывающей нижнюю часть корпуса (доступ к подставке) — две накладные резные «пилястры» почернённого дерева. На правом «крыле» накладная резная человеческая фигура. 14 железных колков с 4-гранными головками. 13 сквозных штифтов для крепления струн. Имеются 14 струн: 9 кишечных (3 из них связаны узлами), 2 навитые, 2 из х/б бечевки.
Кифара
Время создания
1890-1897
Место создания
Бельгия, Брюссель
Размер
64,8х40х16,6 мм
Техника
дерево, кишечные струны, тонировка, металл, резьба
Коллекция
13
Открыть в приложении#1
Кифара
#2
#3
Китара. Деталь
Инструмент греко-римской античности — кифара (англ. kithara, cithara)
от греческого κίθάρα. Термин очень популярен. В частности, он дал возможность состояться названиям таких инструментов, как гитара и цитра. Кифара отличается от лиры тем, что
ее корпус сборный деревянный, как и стержни ярма, представляющие собой дополнительные резонаторные емкости.
Наиболее распространенной формой корпуса была 4-угольная, в противовес форме со скругленными нижними углами.
ее корпус сборный деревянный, как и стержни ярма, представляющие собой дополнительные резонаторные емкости.
Наиболее распространенной формой корпуса была 4-угольная, в противовес форме со скругленными нижними углами.
#4
Стандартное количество струн колебалось от 7 до 14. Способы удерживания инструмента и приемы игры практически не отличались
от используемых на лире.
от используемых на лире.
#7
Однако преимущества кифары перед лирой были очевидными. Поэтому кифара считалась привилегированным инструментом и на этих правах принимала участие во всех важнейших культурных событиях. Например, на музейной копийной кифаре запечатлен результат одного из музыкальных конкурсов, предание о котором вошло в литературу. Это наклеенная на деку резная скульптурка Марсия, победившего Аполлона и жестоко наказанного последним за такую дерзость.
#5
#8
Умение играть на инструменте было обязательным для древнегреческих мужчин. Женщины даже поднять бы не смогли его из-за тяжелого веса. Упругое натяжение струн препятствовало извлечению звука. Чтобы играть музыку, нужна была ловкость пальцев и недюжинная сила. Кифара была инструментом профессиональных музыкантов, подчас выступавших при большом стечении публики. Отсюда — солидный и увесистый деревянный корпус, обеспечивавший сильный резонанс и позволявший натягивать струны более туго (а значит, и звучание их было более звонким, чем у лиры). Поэтому на кифаре играли обычно при помощи плектра.
Ни одно мероприятие не обходилось без звучания кифары и пения кифаредов. В стране распространились барды, путешествовавшие с инструментом через плечо. Они посвящали свои песни и музыку храбрым воинам, природным силам, греческим божествам, олимпийским чемпионам.
Существовала смысловая разница между понятиями «кифарист» и «кифаред». Кифаристом считался исполнитель на кифаре, чему, в сущности, мог научиться почти каждый, а кифаредом (kitharoides — от kithara, «кифара», и ode — «песня») — исполнитель-певец, а стало быть, еще и сочинитель (композитор и поэт), то есть существо особо одаренное и боговдохновенное.
Идеалом такого музыканта-творца был сам Аполлон Кифаред, которого, естественно, изображали с кифарой.
#6
СПбГМТиМИ
читать дальшескрыть
Кифара
Время создания
1890-1897
Место создания
Бельгия, Брюссель
Размер
64,8х40х16,6 мм
Техника
дерево, кишечные струны, тонировка, металл, резьба
Коллекция
13
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться