Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Музей истории православия Сибири»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Оклад от иконы

Время создания
XIX век
Место создания
Россия
Размер
95x72 см
Техника
чеканка
1
Открыть в приложении
#1
Оклад от иконы
#2
Оклад иконы «Огненное восхождение пророка Илии» поступил в фонды музея от старосты Покровского собора Тобольского кремля. Это изделие изготовили в XIX веке в технике гладко-рельефной чеканки. В центральной части — так называемом среднике — крупно изображена фигура Илии: он сидит в пустыне на фоне каменистых гор. Пророк облачен в длинное широкое одеяние, в руках он держит посох — символ духовного пастыря для верующих.
 
По краям оклада расположились несколько сцен из его жития. В верхней миниатюре он возносится в небо на огненной колеснице с крылатыми конями. Рядом в облаках изображен Господь: его лик обозначен накладным нимбом. Завершает композицию узорная рамка с растительным орнаментом — виноградными гроздьями и лозами.
 
Термин «оклад» появился в русском языке в XVI веке — гораздо позже, чем сам тип изделий: на Руси они были известны как минимум с XII столетия. В древности их называли «крута», «кузнь у икон», «иконное кование». Подобные украшения — неотъемлемая часть убранства православных храмов во всех странах. Но встречаются и католические иконы в металлических окладах — например, древние византийские образы в некоторых церквях Италии.
 
Оклады не только украшали иконы, но и защищали их: предохраняли живописный слой от влаги, перепада температур и постоянных прикосновений, которые могли повредить краску. Изготавливали такие предметы из золота, серебра или меди, изображения наносили методом чеканки или гравировки. Самые ценные варианты украшали жемчугом, драгоценными камнями или вставками из цветной эмали. С обратной стороны оклад подбивали бархатом, чтобы металл не повредил поверхность иконы. Часто драгоценные обрамления для образов дарили храму прихожане, а иногда церковнослужители сами собирали деньги на оклад для особо ценной иконы.
 
Некоторые иконописцы экономили время и создавали недорогие образа с частичной росписью, которые предназначались специально для оклада. На них изображали только те части, которые потом оставались открытыми: лики Христа, Богородицы или святых, их ладони и ступни.
#3
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Оклад от иконы

Время создания
XIX век
Место создания
Россия
Размер
95x72 см
Техника
чеканка
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%