Оклад иконы «Огненное восхождение пророка Илии» поступил в фонды музея от старосты Покровского собора Тобольского кремля. Это изделие изготовили в XIX веке в технике гладко-рельефной чеканки. В центральной части — так называемом среднике — крупно изображена фигура Илии: он сидит в пустыне на фоне каменистых гор. Пророк облачен в длинное широкое одеяние, в руках он держит посох — символ духовного пастыря для верующих.
По краям оклада расположились несколько сцен из его жития. В верхней миниатюре он возносится в небо на огненной колеснице с крылатыми конями. Рядом в облаках изображен Господь: его лик обозначен накладным нимбом. Завершает композицию узорная рамка с растительным орнаментом — виноградными гроздьями и лозами.
Термин «оклад» появился в русском языке в XVI веке — гораздо позже, чем сам тип изделий: на Руси они были известны как минимум с XII столетия. В древности их называли «крута», «кузнь у икон», «иконное кование». Подобные украшения — неотъемлемая часть убранства православных храмов во всех странах. Но встречаются и католические иконы в металлических окладах — например, древние византийские образы в некоторых церквях Италии.
Оклады не только украшали иконы, но и защищали их: предохраняли живописный слой от влаги, перепада температур и постоянных прикосновений, которые могли повредить краску. Изготавливали такие предметы из золота, серебра или меди, изображения наносили методом чеканки или гравировки. Самые ценные варианты украшали жемчугом, драгоценными камнями или вставками из цветной эмали. С обратной стороны оклад подбивали бархатом, чтобы металл не повредил поверхность иконы. Часто драгоценные обрамления для образов дарили храму прихожане, а иногда церковнослужители сами собирали деньги на оклад для особо ценной иконы.
Некоторые иконописцы экономили время и создавали недорогие образа с частичной росписью, которые предназначались специально для оклада. На них изображали только те части, которые потом оставались открытыми: лики Христа, Богородицы или святых, их ладони и ступни.
По краям оклада расположились несколько сцен из его жития. В верхней миниатюре он возносится в небо на огненной колеснице с крылатыми конями. Рядом в облаках изображен Господь: его лик обозначен накладным нимбом. Завершает композицию узорная рамка с растительным орнаментом — виноградными гроздьями и лозами.
Термин «оклад» появился в русском языке в XVI веке — гораздо позже, чем сам тип изделий: на Руси они были известны как минимум с XII столетия. В древности их называли «крута», «кузнь у икон», «иконное кование». Подобные украшения — неотъемлемая часть убранства православных храмов во всех странах. Но встречаются и католические иконы в металлических окладах — например, древние византийские образы в некоторых церквях Италии.
Оклады не только украшали иконы, но и защищали их: предохраняли живописный слой от влаги, перепада температур и постоянных прикосновений, которые могли повредить краску. Изготавливали такие предметы из золота, серебра или меди, изображения наносили методом чеканки или гравировки. Самые ценные варианты украшали жемчугом, драгоценными камнями или вставками из цветной эмали. С обратной стороны оклад подбивали бархатом, чтобы металл не повредил поверхность иконы. Часто драгоценные обрамления для образов дарили храму прихожане, а иногда церковнослужители сами собирали деньги на оклад для особо ценной иконы.
Некоторые иконописцы экономили время и создавали недорогие образа с частичной росписью, которые предназначались специально для оклада. На них изображали только те части, которые потом оставались открытыми: лики Христа, Богородицы или святых, их ладони и ступни.