Нижегородская домовая резьба представляет собой уникальный вид русского народного искусства. Фронтоны, оконные наличники, многометровые фризы давали простор фантазии мастеров, заполнявших их плоскости сказочными цветами и завитками аканта, из которых выглядывали добродушные львы с очеловеченными мордами, птицы-Сирины, русалки-берегини, драконы, змеи.
Могучий и нарядный фронтон дома С.П. Максимова из села Валки Лысковского района Нижегородской области, представленный в экспозиции народного искусства, служит характерным примером сложного резного убранства изб и мастерства резчиков. Экспонат был привезен из экспедиции по Нижегородской области в 1967 году. Фронтон украшен вписанными в квадрат розетками и густым растительным узором, безукоризненно подчеркивающими его архитектуру. Светелочное окно увенчано лозами винограда, перекликающимися с изысканными птицами-павами на оконных ставнях дома.
Для рельефной резьбы Поволжья использовались широкие сосновые доски в 4–6 см толщиной. С предварительно нарисованных на бумаге узорников с помощью иглы и мешочка угольной пыли на гладь доски переносился контурный рисунок — припорох. Крупные элементы узора предварительно вырубались топором, затем обрабатывались долотами и стамесками разных размеров и профиля. Для выборки фона в узких местах использовался специальный изогнутый резец — клюкарза. После завершения резьбы доска несколько раз покрывалась олифой или раскрашивалась.
В многоузорной резьбе нижегородских домов мастера сумели достичь органичного слияния элементов городской классической архитектуры и местного фольклора. Розетки и листья аканта здесь соседствуют с птицами-Сиринами, львами, «фараонками», драконами. Сказочные персонажи считались оберегами изб и размещались чаще всего на фризовых досках, наличниках и фронтонах.
В коллекции отдела народного искусства Русского музея собраны отдельные части резного убранства домов XIX века, а также целые комплексы рельефного декора изб: дом Дмитрия Мохова 1866 года, дом Муравьевых 1857 года, дом Гордеевых 1855 года — ценнейшие и невероятные по красоте памятники домовой резьбы.
Могучий и нарядный фронтон дома С.П. Максимова из села Валки Лысковского района Нижегородской области, представленный в экспозиции народного искусства, служит характерным примером сложного резного убранства изб и мастерства резчиков. Экспонат был привезен из экспедиции по Нижегородской области в 1967 году. Фронтон украшен вписанными в квадрат розетками и густым растительным узором, безукоризненно подчеркивающими его архитектуру. Светелочное окно увенчано лозами винограда, перекликающимися с изысканными птицами-павами на оконных ставнях дома.
Для рельефной резьбы Поволжья использовались широкие сосновые доски в 4–6 см толщиной. С предварительно нарисованных на бумаге узорников с помощью иглы и мешочка угольной пыли на гладь доски переносился контурный рисунок — припорох. Крупные элементы узора предварительно вырубались топором, затем обрабатывались долотами и стамесками разных размеров и профиля. Для выборки фона в узких местах использовался специальный изогнутый резец — клюкарза. После завершения резьбы доска несколько раз покрывалась олифой или раскрашивалась.
В многоузорной резьбе нижегородских домов мастера сумели достичь органичного слияния элементов городской классической архитектуры и местного фольклора. Розетки и листья аканта здесь соседствуют с птицами-Сиринами, львами, «фараонками», драконами. Сказочные персонажи считались оберегами изб и размещались чаще всего на фризовых досках, наличниках и фронтонах.
В коллекции отдела народного искусства Русского музея собраны отдельные части резного убранства домов XIX века, а также целые комплексы рельефного декора изб: дом Дмитрия Мохова 1866 года, дом Муравьевых 1857 года, дом Гордеевых 1855 года — ценнейшие и невероятные по красоте памятники домовой резьбы.