Охлупень или «шелом» — верхнее обрамление крыши крестьянской избы. Это толстое тяжелое бревно c выдолбленным снизу желобом. Охлупень прикрывал стык скатов и придавливал своей тяжестью концы кровельных досок.
Чтобы изготовить такой элемент, ствол дерева — лиственницы или ели — вырубали в лесу вместе с корневищем. Оно увеличивало вес бревна и одновременно использовалось для декоративных целей: под умелой рукой деревенского мастера эта часть дерева превращалась в оригинальную скульптуру коня, птицы или оленя. В древности этот пластический образ наделяли охранительной функцией, что отражено в значении слова «шелом». Оно было связано с защитой и означало шлем древнерусского воина.
Деревни Русского Севера поражали грандиозностью построек, строгостью их форм и сдержанностью декора. Дома, как правило, устанавливались в один ряд — «порядок». Главными фасадами они выходили на парадную улицу, а за ними образовывалось пространство, где проходила вся трудовая и будничная жизнь деревни. Украшению задней части дома также придавалось большое значение.
Охлупень из коллекции Сергиево-Посадского музея-заповедника украшал задний фасад большого северного дома. Его привезли из экспедиции музея в деревню Наволоцкая на реке Нижняя Тойма Верхнетоемского района Архангельской области в 1959 году. Охлупень нависал над массивным бревенчатым настилом из бревен, по которому въезжала лошадь с возом на поветь — помещение, где содержалась скотина, хранилось сено и весь сельскохозяйственный инвентарь.
Умело владея топором, крестьянский мастер из случайной природной формы создал скульптуру. В ее очертаниях угадывается облик величавой птицы-утицы, с небольшой головой на изогнутой шее и округлой выступающей вперед грудкой. Неокрашенное дерево, которое простояло на дождях и ветру, высушенное солнцем и закаленное морозами, местами потемнело и покрылось природным золотистым налетом. Неоднородная поверхность с многочисленными трещинами подчеркивает природную форму и материал. Возвышаясь над домом, такая скульптура завершала композицию его фасада и органично согласовывалась с величественной красотой северного пейзажа.
Чтобы изготовить такой элемент, ствол дерева — лиственницы или ели — вырубали в лесу вместе с корневищем. Оно увеличивало вес бревна и одновременно использовалось для декоративных целей: под умелой рукой деревенского мастера эта часть дерева превращалась в оригинальную скульптуру коня, птицы или оленя. В древности этот пластический образ наделяли охранительной функцией, что отражено в значении слова «шелом». Оно было связано с защитой и означало шлем древнерусского воина.
Деревни Русского Севера поражали грандиозностью построек, строгостью их форм и сдержанностью декора. Дома, как правило, устанавливались в один ряд — «порядок». Главными фасадами они выходили на парадную улицу, а за ними образовывалось пространство, где проходила вся трудовая и будничная жизнь деревни. Украшению задней части дома также придавалось большое значение.
Охлупень из коллекции Сергиево-Посадского музея-заповедника украшал задний фасад большого северного дома. Его привезли из экспедиции музея в деревню Наволоцкая на реке Нижняя Тойма Верхнетоемского района Архангельской области в 1959 году. Охлупень нависал над массивным бревенчатым настилом из бревен, по которому въезжала лошадь с возом на поветь — помещение, где содержалась скотина, хранилось сено и весь сельскохозяйственный инвентарь.
Умело владея топором, крестьянский мастер из случайной природной формы создал скульптуру. В ее очертаниях угадывается облик величавой птицы-утицы, с небольшой головой на изогнутой шее и округлой выступающей вперед грудкой. Неокрашенное дерево, которое простояло на дождях и ветру, высушенное солнцем и закаленное морозами, местами потемнело и покрылось природным золотистым налетом. Неоднородная поверхность с многочисленными трещинами подчеркивает природную форму и материал. Возвышаясь над домом, такая скульптура завершала композицию его фасада и органично согласовывалась с величественной красотой северного пейзажа.