Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Земля чуди»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Образец набивного холста

Время создания
конец XIX века
Место создания
Сюльково, Пермская губерния, Россия
Размер
554x41 см
Техника
ткачество, набойка
Выставка
11
Открыть в приложении
#2
Набивная ткань — это полотно любого материала, на поверхность которой нанесен рисунок. Название пошло от старинной техники, когда рисунок набивали на ткань с помощью деревянных досок-трафаретов. Краску наносили на печатную доску, прикладывали ее на ткань узором вниз и прижимали специальным молотком. Краска хорошо впитывалась, и на материи оставался цветной орнамент.

По другой технологии на белую ткань с помощью трафарета наносили специальный раствор — вапу, а затем опускали изделие в чан с краской. Медный купорос в составе вапы защищал узор от пигмента, и он оставался светлым. Набойное ремесло зародилось в Индии, затем распространилось по Европе. В России оно сохранилось вплоть до 1930-х годов, отличаясь большим разнообразием узоров и яркостью красок.

В Коми-Пермяцком краеведческом музее имени Петра Ивановича Субботина-Пермяка хранится уникальная коллекция набойки, собранная основателем музея. Более 300 экспонатов представляют синильный промысел Пермской губернии XVIII–XX веков. В коллекцию входят набойные доски, сарафаны-дубасы, юбки, образцы набивных холстов, подклады головных уборов и верхней одежды. Сохранилось шесть альбомов, созданных Субботиным-Пермяком, где он описал более полутысячи узоров набойных досок, с их символикой и назначением.

Набойный промысел — одно из немногих ремесел, которые вышли за пределы отдельного хозяйства. Мастера-синильщики изготавливали и украшали ткани для жителей всего села, продавали их на ярмарках и покупали новые набойные доски с рисунками. У каждого мастера их могло быть по несколько сотен, а для одного изделия обычно использовали от одного до пяти орнаментов. Из печатного холста делали скатерти, полотенца, шили верхнюю, праздничную, традиционную коми-пермяцкую женскую одежду. Особенно любили орнаментировать дубасы — холщовые сарафаны. Набойная ткань встречается также на подкладе мужских зипунов и шабуров, на женских рубахах и головных уборах.

В коллекции Коми-Пермяцкого краеведческого музея хранятся набивные ткани с темно-синим кубовым фоном, реже — с зеленоватым. Цветовая гамма рисунка ограничивается несколькими интенсивными цветами: зеленым, оранжевым, желтым. Сохранилось только три подобных рулона, но набойка встречается на многих готовых предметах одежды и быта.
#3
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Образец набивного холста

Время создания
конец XIX века
Место создания
Сюльково, Пермская губерния, Россия
Размер
554x41 см
Техника
ткачество, набойка
Выставка
11
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%