Набивная ткань — это полотно любого материала, на поверхность которой нанесен рисунок. Название пошло от старинной техники, когда рисунок набивали на ткань с помощью деревянных досок-трафаретов. Краску наносили на печатную доску, прикладывали ее на ткань узором вниз и прижимали специальным молотком. Краска хорошо впитывалась, и на материи оставался цветной орнамент.
По другой технологии на белую ткань с помощью трафарета наносили специальный раствор — вапу, а затем опускали изделие в чан с краской. Медный купорос в составе вапы защищал узор от пигмента, и он оставался светлым. Набойное ремесло зародилось в Индии, затем распространилось по Европе. В России оно сохранилось вплоть до 1930-х годов, отличаясь большим разнообразием узоров и яркостью красок.
В Коми-Пермяцком краеведческом музее имени Петра Ивановича Субботина-Пермяка хранится уникальная коллекция набойки, собранная основателем музея. Более 300 экспонатов представляют синильный промысел Пермской губернии XVIII–XX веков. В коллекцию входят набойные доски, сарафаны-дубасы, юбки, образцы набивных холстов, подклады головных уборов и верхней одежды. Сохранилось шесть альбомов, созданных Субботиным-Пермяком, где он описал более полутысячи узоров набойных досок, с их символикой и назначением.
Набойный промысел — одно из немногих ремесел, которые вышли за пределы отдельного хозяйства. Мастера-синильщики изготавливали и украшали ткани для жителей всего села, продавали их на ярмарках и покупали новые набойные доски с рисунками. У каждого мастера их могло быть по несколько сотен, а для одного изделия обычно использовали от одного до пяти орнаментов. Из печатного холста делали скатерти, полотенца, шили верхнюю, праздничную, традиционную коми-пермяцкую женскую одежду. Особенно любили орнаментировать дубасы — холщовые сарафаны. Набойная ткань встречается также на подкладе мужских зипунов и шабуров, на женских рубахах и головных уборах.
В коллекции Коми-Пермяцкого краеведческого музея хранятся набивные ткани с темно-синим кубовым фоном, реже — с зеленоватым. Цветовая гамма рисунка ограничивается несколькими интенсивными цветами: зеленым, оранжевым, желтым. Сохранилось только три подобных рулона, но набойка встречается на многих готовых предметах одежды и быта.
По другой технологии на белую ткань с помощью трафарета наносили специальный раствор — вапу, а затем опускали изделие в чан с краской. Медный купорос в составе вапы защищал узор от пигмента, и он оставался светлым. Набойное ремесло зародилось в Индии, затем распространилось по Европе. В России оно сохранилось вплоть до 1930-х годов, отличаясь большим разнообразием узоров и яркостью красок.
В Коми-Пермяцком краеведческом музее имени Петра Ивановича Субботина-Пермяка хранится уникальная коллекция набойки, собранная основателем музея. Более 300 экспонатов представляют синильный промысел Пермской губернии XVIII–XX веков. В коллекцию входят набойные доски, сарафаны-дубасы, юбки, образцы набивных холстов, подклады головных уборов и верхней одежды. Сохранилось шесть альбомов, созданных Субботиным-Пермяком, где он описал более полутысячи узоров набойных досок, с их символикой и назначением.
Набойный промысел — одно из немногих ремесел, которые вышли за пределы отдельного хозяйства. Мастера-синильщики изготавливали и украшали ткани для жителей всего села, продавали их на ярмарках и покупали новые набойные доски с рисунками. У каждого мастера их могло быть по несколько сотен, а для одного изделия обычно использовали от одного до пяти орнаментов. Из печатного холста делали скатерти, полотенца, шили верхнюю, праздничную, традиционную коми-пермяцкую женскую одежду. Особенно любили орнаментировать дубасы — холщовые сарафаны. Набойная ткань встречается также на подкладе мужских зипунов и шабуров, на женских рубахах и головных уборах.
В коллекции Коми-Пермяцкого краеведческого музея хранятся набивные ткани с темно-синим кубовым фоном, реже — с зеленоватым. Цветовая гамма рисунка ограничивается несколькими интенсивными цветами: зеленым, оранжевым, желтым. Сохранилось только три подобных рулона, но набойка встречается на многих готовых предметах одежды и быта.