Погребальная маска — это одно из первых известных в мире культовых произведений декоративно-прикладного искусства. В разных народах их делали из глины, гипса, дерева, ткани, китового уса, металлов и драгоценных камней. Пример одной из самых знаменитых и богатых масок в мире — погребальная маска египетского фараона Тутанхамона, сделанная из золота, бирюзы и стеклянной пасты.
Погребальные маски стоит отличать от посмертных: последние снимали с лица покойного, чтобы сохранить его облик для потомков. Есть несколько основных версий, которые объясняют назначение погребальных масок. Они могли служить для защиты внешности покойного, чтобы тлен не касался его лица. Кроме того, погребальная маска была границей между мирами живых и мертвых и не позволяла душе вернуться обратно. Богатые и искусно выполненные маски подчеркивали социальный статус человека в обществе, чтобы в загробном мире он смог занять не менее знатное положение.
В могильниках ломоватовской культуры на территории Пермского края находят различные погребальные маски, в том числе, возможно, передающие реальные черты лица покойного. Такие маски встречаются в погребениях IX — начала XI века на Рождественском, Огурдинском, Баяновском, Редикорском, Запосельском, Плёсинском и ряде других могильников Предуралья.
Маска из коллекции Коми-Пермяцкого краеведческого музея состоит из трех тонких пластин с овальными прорезями для глаз и рта. Между собой пластины скреплены металлическими заклепками. Края маски неровные, разорванные, по верхним углам сделаны сквозные отверстия — предположительно, для закрепления маски на голове покойного.
Маска обнаружена в ходе раскопок Пермского государственного университета в 1961 году на Плёсинском могильнике, памятнике ломоватовской культуры. Всего там было найдено пять погребальных масок, которые отличаются размером, формой, способом изготовления и сохранностью. По мнению археолога и доктора исторических наук Андрея Михайловича Белавина, подобные маски применялись при захоронении социальной элиты. Это подтверждает и богатый инвентарь, найденный в погребениях.
Погребальные маски стоит отличать от посмертных: последние снимали с лица покойного, чтобы сохранить его облик для потомков. Есть несколько основных версий, которые объясняют назначение погребальных масок. Они могли служить для защиты внешности покойного, чтобы тлен не касался его лица. Кроме того, погребальная маска была границей между мирами живых и мертвых и не позволяла душе вернуться обратно. Богатые и искусно выполненные маски подчеркивали социальный статус человека в обществе, чтобы в загробном мире он смог занять не менее знатное положение.
В могильниках ломоватовской культуры на территории Пермского края находят различные погребальные маски, в том числе, возможно, передающие реальные черты лица покойного. Такие маски встречаются в погребениях IX — начала XI века на Рождественском, Огурдинском, Баяновском, Редикорском, Запосельском, Плёсинском и ряде других могильников Предуралья.
Маска из коллекции Коми-Пермяцкого краеведческого музея состоит из трех тонких пластин с овальными прорезями для глаз и рта. Между собой пластины скреплены металлическими заклепками. Края маски неровные, разорванные, по верхним углам сделаны сквозные отверстия — предположительно, для закрепления маски на голове покойного.
Маска обнаружена в ходе раскопок Пермского государственного университета в 1961 году на Плёсинском могильнике, памятнике ломоватовской культуры. Всего там было найдено пять погребальных масок, которые отличаются размером, формой, способом изготовления и сохранностью. По мнению археолога и доктора исторических наук Андрея Михайловича Белавина, подобные маски применялись при захоронении социальной элиты. Это подтверждает и богатый инвентарь, найденный в погребениях.