1 / 9
#1
Иван Лебедев
О трех рыцарях и о рубахе
#2
#3
Иван Лебедев родился в селе Богородское Нижегородской губернии в семье приказчика, выходца из крестьянской среды. Служил матросом на волжских судах, в 1907 году окончил Училище речного судоходства в Нижнем Новгороде. В 1909 году по политическим причинам Лебедев был вынужден эмигрировать из страны и, побывав в ряде европейских стран, оказался в Париже. В 1911-м поселился на Монпарнасе, сблизился с художниками и решил посвятить себя искусству. Он посещал занятия в Национальной школе изящных искусств, академии Анри Матисса, Русской академии. Лебедев увлекся гравюрой по дереву, изучал старинные коллекции Национальной библиотеки. В 1911 году он женился на польке Камилии Климек; у супругов родился сын Георгий.
В 1914–1917 годах Лебедев изготавливал листовки, плакаты и объявления для русских солдат на французском фронте. В 1916 году художник создал первые серии книжных иллюстраций; в 1919-м начал иллюстрировать книги для французских издательств. Лебедев много и плодотворно работал в технике ксилографии, в период 1920–1930 годов проиллюстрировал около ста книг, в том числе и издания livre d’artiste. В 1921–1927 годах увлекался анархическими идеями, активно занимался политической деятельностью.
С конца 1920-х годов Лебедев принимал участие в многочисленных выставках во Франции и за рубежом. В 1932-м получил Гран-при на 7-м конкурсе «Лучший ремесленник Франции».
Лебедев был дружен с Сергеем Шаршуном, Владимиром Издебским, общался с Франсисом Пикабия, Диего Риверой, Морисом Равелем, Эриком Сати, Амедео Модильяни, посещал собрания на вилле Анатоля Франса; входил в группу русских художников «Удар».
В годы немецкой оккупации Парижа Лебедев скрывал в своей мастерской нескольких друзей-евреев.
Лебедев создал сотни экслибрисов, около двух тысяч станковых рисунков и трех тысяч отдельных гравюр, среди которых виды Парижа, сказочные сюжеты, жанровые сцены, натюрморты, портреты, в том числе его соотечественников: Льва Толстого, Федора Достоевского, Николая Римского-Корсакова, Александра Блока, Максима Горького. В 1962 году его работа была отмечена медалью Международного конгресса экслибриса.
Последние годы Лебедев провел в городе Ним, в Провансе. Из-за болезни глаз он вынужден был оставить творчество. Иван Лебедев вошел в историю как плодотворный мастер ксилографии и книжной иллюстрации. Скончался он 21 сентября 1972 года в Ниме.
В 1914–1917 годах Лебедев изготавливал листовки, плакаты и объявления для русских солдат на французском фронте. В 1916 году художник создал первые серии книжных иллюстраций; в 1919-м начал иллюстрировать книги для французских издательств. Лебедев много и плодотворно работал в технике ксилографии, в период 1920–1930 годов проиллюстрировал около ста книг, в том числе и издания livre d’artiste. В 1921–1927 годах увлекался анархическими идеями, активно занимался политической деятельностью.
С конца 1920-х годов Лебедев принимал участие в многочисленных выставках во Франции и за рубежом. В 1932-м получил Гран-при на 7-м конкурсе «Лучший ремесленник Франции».
Лебедев был дружен с Сергеем Шаршуном, Владимиром Издебским, общался с Франсисом Пикабия, Диего Риверой, Морисом Равелем, Эриком Сати, Амедео Модильяни, посещал собрания на вилле Анатоля Франса; входил в группу русских художников «Удар».
В годы немецкой оккупации Парижа Лебедев скрывал в своей мастерской нескольких друзей-евреев.
В 1946 году его работы были показаны на выставке «В честь Победы», организованной в Париже Союзом советских патриотов.
Лебедев создал сотни экслибрисов, около двух тысяч станковых рисунков и трех тысяч отдельных гравюр, среди которых виды Парижа, сказочные сюжеты, жанровые сцены, натюрморты, портреты, в том числе его соотечественников: Льва Толстого, Федора Достоевского, Николая Римского-Корсакова, Александра Блока, Максима Горького. В 1962 году его работа была отмечена медалью Международного конгресса экслибриса.
Последние годы Лебедев провел в городе Ним, в Провансе. Из-за болезни глаз он вынужден был оставить творчество. Иван Лебедев вошел в историю как плодотворный мастер ксилографии и книжной иллюстрации. Скончался он 21 сентября 1972 года в Ниме.
#4
Об издании
#5
Повесть Жака де Безье написана в XIII веке и относится к жанру французской городской литературы XII — начала XIV века. Это небольшая незамысловатая новелла в стихотворной форме, повествующая о влюбленности состоятельной замужней дамы в одного из рыцарей, посетивших замок ее супруга для участия в рыцарском турнире. Перевод старофранцузского текста на русский язык был осуществлен Ильей Эренбургом в период его проживания во Франции (1908–1917).
Иван Лебедев, находившийся с 1908 года в эмиграции в Париже и получивший там художественное образование, впоследствии много занимался иллюстрированием книжных изданий. В студии гравера П. Борне он постиг азы ксилографии. Одной из первых работ Лебедева стала созданная в середине 1910-х годов серия ксилографий для повести «О трех рыцарях и о рубахе» Жака де Безье.
В 1915 году Михаил Цетлин, русский поэт и меценат, который, как и Лебедев, также находился в эмиграции, основывает в Москве издательство «Зëрна», где выходят книги Волошина и Эренбурга. В 1916 году в «Зëрнах» увидело свет издание «О трех рыцарях и о рубахе» с иллюстрациями Лебедева.
Выполненная по канонам изданий livre d’artiste, эта книга явилась фактически первой в этом жанре, вышедшей в российском издательстве. Печать издания осуществлена во Франции. Все девять страниц издания, включая текст и иллюстрации, полностью подготовлены Лебедевым, который в технике ксилографии вырезал на деревянной доске не только изображения, но и весь текст. Столь трудоемкая работа гравера сродни работе мастеров Средневековья, которые в монастырях создавали рукописные манускрипты. С досок, изготовленных Лебедевым, и был отпечатан тираж издания. По завершении печати доски были уничтожены.
Первые двадцать пять экземпляров издания были отпечатаны на японской бумаге, и все буквицы в тексте этих экземпляров были вручную подкрашены красным цветом. В силу своей уникальности издание «О трех рыцарях и о рубахе» с иллюстрациями Лебедева является сегодня библиографической редкостью.
Иван Лебедев, находившийся с 1908 года в эмиграции в Париже и получивший там художественное образование, впоследствии много занимался иллюстрированием книжных изданий. В студии гравера П. Борне он постиг азы ксилографии. Одной из первых работ Лебедева стала созданная в середине 1910-х годов серия ксилографий для повести «О трех рыцарях и о рубахе» Жака де Безье.
В 1915 году Михаил Цетлин, русский поэт и меценат, который, как и Лебедев, также находился в эмиграции, основывает в Москве издательство «Зëрна», где выходят книги Волошина и Эренбурга. В 1916 году в «Зëрнах» увидело свет издание «О трех рыцарях и о рубахе» с иллюстрациями Лебедева.
Выполненная по канонам изданий livre d’artiste, эта книга явилась фактически первой в этом жанре, вышедшей в российском издательстве. Печать издания осуществлена во Франции. Все девять страниц издания, включая текст и иллюстрации, полностью подготовлены Лебедевым, который в технике ксилографии вырезал на деревянной доске не только изображения, но и весь текст. Столь трудоемкая работа гравера сродни работе мастеров Средневековья, которые в монастырях создавали рукописные манускрипты. С досок, изготовленных Лебедевым, и был отпечатан тираж издания. По завершении печати доски были уничтожены.
Первые двадцать пять экземпляров издания были отпечатаны на японской бумаге, и все буквицы в тексте этих экземпляров были вручную подкрашены красным цветом. В силу своей уникальности издание «О трех рыцарях и о рубахе» с иллюстрациями Лебедева является сегодня библиографической редкостью.
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
О трех рыцарях и о рубахе
Время создания
1916
Размер
38,5x28 см
Коллекция
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться