Игрушка «Няня с девочкой» выполнена опытной мастерицей дымковской игрушки Елизаветой Александровной Кошкиной (1871–1953).
Характерные типы дымковских глиняных игрушек сложились еще в ХIХ веке. Самыми традиционными сюжетами в дымковском промысле были дамы в городских нарядах, няньки-кормилицы с детьми на руках и водоноски. Яркие образы горожанок позволяли мастерицам развернуть богатую палитру выразительных средств лепки и росписи. На фигурке «Няни» в исполнении Елизаветы Кошкиной обычная для городских кормилиц одежда: округлая юбка, кофта, белоснежный передник с пышными воланами и высокий кокошник. Многочисленные лепные детали одежды расписаны яркими красками желтого, зеленого, розового, оранжевого цветов, украшены кусочками потали — имитации сусального золота. Фигурка стройных удлиненных пропорций исполнена особой стати.
Среди промыслов глиняной игрушки России дымковский — самый известный. Родина дымковской игрушки — губернский город Вятка (ныне Киров). Название промысел получил от заречной вятской слободы Дымково, жители которой занимались гончарством и лепкой игрушек. Росту промысла способствовал местный старинный праздник «Свистунья». В 1880-е годы производство в Дымкове доходило до 100 тысяч игрушек в год. Их лепили из местной красной глины, грунтовали мелом на молоке, расписывали красками, растертыми на яйце. В быту горожан дымковские игрушки могли служить также украшением, заменявшим дорогостоящую фарфоровую пластику. С начала ХХ века промысел переживал упадок. Единственной мастерицей оставалась Анна Афанасьевна Мезрина (1853–1938). В 1930-х годах при активной помощи художника Алексея Ивановича Деньшина в промысел возвратились потомственные мастерицы Елизавета Александровна Кошкина и Евгения Ивановна Пенкина.
Авторскому почерку Елизаветы Александровны Кошкиной свойственна, по определению Алексея Деньшина, «совершенно особая, своя манера изъясняться в глине». Ее игрушки отличает богатство фантазии, великолепие окраски, четкость и лаконичность форм. Кошкина создала собственный, единый для всех сюжетов типаж женских образов. Ее женские персонажи одеты с особой праздничностью. В окраске одежды чередуются яркие пятна. Юбки и передники украшает крупный орнамент. Обилие лепных деталей усложняет фигурки, но не лишает их спокойного равновесия. Они статны и величавы. Это своеобразный эталон женской красоты. Сегодня дымковские игрушки с их драгоценной росписью относят к жанру малой декоративной скульптуры.
Характерные типы дымковских глиняных игрушек сложились еще в ХIХ веке. Самыми традиционными сюжетами в дымковском промысле были дамы в городских нарядах, няньки-кормилицы с детьми на руках и водоноски. Яркие образы горожанок позволяли мастерицам развернуть богатую палитру выразительных средств лепки и росписи. На фигурке «Няни» в исполнении Елизаветы Кошкиной обычная для городских кормилиц одежда: округлая юбка, кофта, белоснежный передник с пышными воланами и высокий кокошник. Многочисленные лепные детали одежды расписаны яркими красками желтого, зеленого, розового, оранжевого цветов, украшены кусочками потали — имитации сусального золота. Фигурка стройных удлиненных пропорций исполнена особой стати.
Среди промыслов глиняной игрушки России дымковский — самый известный. Родина дымковской игрушки — губернский город Вятка (ныне Киров). Название промысел получил от заречной вятской слободы Дымково, жители которой занимались гончарством и лепкой игрушек. Росту промысла способствовал местный старинный праздник «Свистунья». В 1880-е годы производство в Дымкове доходило до 100 тысяч игрушек в год. Их лепили из местной красной глины, грунтовали мелом на молоке, расписывали красками, растертыми на яйце. В быту горожан дымковские игрушки могли служить также украшением, заменявшим дорогостоящую фарфоровую пластику. С начала ХХ века промысел переживал упадок. Единственной мастерицей оставалась Анна Афанасьевна Мезрина (1853–1938). В 1930-х годах при активной помощи художника Алексея Ивановича Деньшина в промысел возвратились потомственные мастерицы Елизавета Александровна Кошкина и Евгения Ивановна Пенкина.
Авторскому почерку Елизаветы Александровны Кошкиной свойственна, по определению Алексея Деньшина, «совершенно особая, своя манера изъясняться в глине». Ее игрушки отличает богатство фантазии, великолепие окраски, четкость и лаконичность форм. Кошкина создала собственный, единый для всех сюжетов типаж женских образов. Ее женские персонажи одеты с особой праздничностью. В окраске одежды чередуются яркие пятна. Юбки и передники украшает крупный орнамент. Обилие лепных деталей усложняет фигурки, но не лишает их спокойного равновесия. Они статны и величавы. Это своеобразный эталон женской красоты. Сегодня дымковские игрушки с их драгоценной росписью относят к жанру малой декоративной скульптуры.