В 25 км к северу от Москвы расположена деревня Жостово, которая приобрела известность в советские годы благодаря искусству местных жителей создавать красивые железные подносы с цветочной росписью. Возникло это искусство в 1830-е годы в лакировальной мастерской по изготовлению шкатулок из папье-маше семьи Осипа Филипповича Вишнякова. Одни и те же мастера украшали миниатюрной масляной живописью коробочки и металлические подносы.
Цветочные композиции на жостовских подносах не похожи на натюрморт. Розы и мелкие полевые цветочки напоминают роспись на фарфоровой посуде — пара крупных роз с колючими черенками в окружении длинных склоняющихся веток с мелкими цветами и бутонами. Особую «подвижность» цветам придавала техника росписи: мастер держал поднос на коленях и постепенно его вращал. Как и в миниатюрах — живопись наносилась слоями, каждый просушивался в печи. По окончании поднос покрывался лаком и снова отправлялся в печь. Так достигалась прочность красочного слоя.
В 1928 году несколько мастерских объединились в артель «Металлоподнос», которая в 1960 году была преобразована в Жостовскую фабрику декоративной росписи. 1970-е годы для ведущих мастеров фабрики стали новым этапом в творчестве. Московские искусствоведы знакомили их с современным направлением в изобразительном искусстве и архитектуре — «суровым стилем» — и убеждали работать иначе. Так как жостовский поднос из утилитарного предмета к этому времени превратился в декоративное панно, то в новых интерьерах, например в таких, как московская гостиница «Россия», лучше мог смотреться не пышный, туго стянутый букет, а цветы «в раскидку», свободно расположенные по полю подноса.
Представленный поднос создан выдающимся мастером Евгением Петровичем Лапшиным. Поднос «Юбилейный» покоряет своим мерцающим колоритом и трепетной эмоциональностью. Две цветочных гирлянды расположены напротив друг друга по косой диагонали подноса. Центром каждой стал пышный розовый цветок в паре с желтой и белой розами. Цветы легко узнаваемы и объемно написаны, но их нельзя назвать реалистичными — они живут в своем сказочном черном пространстве, то выступают из него целиком, то погружаются в фон почти полностью. В лепестках белых роз заметны синие оттенки, которые перекликаются с синими цветами. Один из секретов жостовской росписи — цветы пишутся по темному замалевку прозрачным просвечивающим слоем краски, но уже другого цвета. Движение кисти, оставленное в мазке, — еще один секрет эмоциональности композиции.
Цветочные композиции на жостовских подносах не похожи на натюрморт. Розы и мелкие полевые цветочки напоминают роспись на фарфоровой посуде — пара крупных роз с колючими черенками в окружении длинных склоняющихся веток с мелкими цветами и бутонами. Особую «подвижность» цветам придавала техника росписи: мастер держал поднос на коленях и постепенно его вращал. Как и в миниатюрах — живопись наносилась слоями, каждый просушивался в печи. По окончании поднос покрывался лаком и снова отправлялся в печь. Так достигалась прочность красочного слоя.
В 1928 году несколько мастерских объединились в артель «Металлоподнос», которая в 1960 году была преобразована в Жостовскую фабрику декоративной росписи. 1970-е годы для ведущих мастеров фабрики стали новым этапом в творчестве. Московские искусствоведы знакомили их с современным направлением в изобразительном искусстве и архитектуре — «суровым стилем» — и убеждали работать иначе. Так как жостовский поднос из утилитарного предмета к этому времени превратился в декоративное панно, то в новых интерьерах, например в таких, как московская гостиница «Россия», лучше мог смотреться не пышный, туго стянутый букет, а цветы «в раскидку», свободно расположенные по полю подноса.
Представленный поднос создан выдающимся мастером Евгением Петровичем Лапшиным. Поднос «Юбилейный» покоряет своим мерцающим колоритом и трепетной эмоциональностью. Две цветочных гирлянды расположены напротив друг друга по косой диагонали подноса. Центром каждой стал пышный розовый цветок в паре с желтой и белой розами. Цветы легко узнаваемы и объемно написаны, но их нельзя назвать реалистичными — они живут в своем сказочном черном пространстве, то выступают из него целиком, то погружаются в фон почти полностью. В лепестках белых роз заметны синие оттенки, которые перекликаются с синими цветами. Один из секретов жостовской росписи — цветы пишутся по темному замалевку прозрачным просвечивающим слоем краски, но уже другого цвета. Движение кисти, оставленное в мазке, — еще один секрет эмоциональности композиции.