История древнейших ножей уходит далеко в глубину веков. Ещё в первобытную эпоху палеолита наши потомки использовали каменные или кремневые ножи, оббивая куски породы и предавая им миндалевидную форму. Являясь одним из предметов материальной культуры, национальные ножи и кинжалы, как и другие вещи, естественно, были тесно связаны со всем образом жизни данного народа, с его обычаями, традициями, верованиями, зачастую непонятными или кажущимися неестественными для людей другой национальности. Проявлялось это самым различным образом — в количестве ножей или кинжалов, их месте нахождения и т. п.
В некоторых случаях национальным ножам и кинжалам приписывается проявление неких магических сил. Вместе с тем именно тесная связь рассматриваемых предметов с материально-духовным образом жизни каждого народа и является основной причиной относительной стабильности каждого образца, сохранения его во времени при смене целого ряда поколений.
Рукоять и ножны представляют собой единое целое и встречаются в определенных сочетаниях. Драгоценную роскошь орнамента всегда усиливает контрастная графика четких черненых рисунков. Узаконенные веками плавные, статичные, чаще всего повторяющиеся орнаментальные мотивы плотным покровом заполняют плоскости рукояти и ножен, ритмично оплетая их цветущими гирляндами.
На протяжении столетий оружейное дело, оставаясь всегда «высоким жанром», обладало такой мощной «художественной властью» над орнаментальной природой кубачинского ювелирного искусства, что дало жизнь своеобразным композиционным и изобразительным канонам. О виртуозности и мастерстве в украшении холодного оружия свидетельствует не только сложная орнаментальная разработка внешней поверхности ножен, но и тщательное оформление отдельной стороны.