Скульптурная композиция «Бабочка на пластинке» из коллекции Тобольского губернского музея была выполнена тобольским косторезом Никифором Пальяновым. Точный год создания неизвестен, работа датируется концом XIX — началом XX века.
Для создания миниатюрной скульптуры автор использовал технику объемной резьбы, в качестве материала взял белый бивень мамонта. Кость мамонта мягче любой другой, легче обрабатывается, даёт возможность для применения различных техник, в том числе и техники рельефной резьбы. На крыльях бабочки мастер выполнил рельефное изображение рисунка прожилок — для этой работы потребовалось высокое техническое мастерство. Саму фигурку Пальянов укрепил на прямоугольной контрастной подставке из кости коричневого цвета, имитирующей дерево.
Художник Никифор Пальянов учился косторезному мастерству в первой частной мастерской, которую открыла в Тобольске в 1874 году семья Овешковых. Считалось, что здесь у художника Ивана Овешкова прошли школу лучшие мастера дореволюционного косторезного тобольского промысла. Работа в мастерской значительно повлияла на формирование вкуса Никифора Пальянова — ему свойственны четкий художественный стиль и точная проработка всех деталей скульптуры.
Свое мастерство Пальянов продолжил повышать в «Образцовой сибирской мастерской» Ю.И. Мельгуновой, которая в 1893 году приехала в Тобольск из Петербурга. Мельгунова поставила свое дело с большим размахом. Она быстро наладила художественное производство скульптурок из кости и установила прочные связи с Петербургом, Москвой, Киевом, Ригой, Нижним Новгородом, Тюменью и Курганом.
В 1902 году «Ежегодник Тобольского губернского музея» писал:
Для создания миниатюрной скульптуры автор использовал технику объемной резьбы, в качестве материала взял белый бивень мамонта. Кость мамонта мягче любой другой, легче обрабатывается, даёт возможность для применения различных техник, в том числе и техники рельефной резьбы. На крыльях бабочки мастер выполнил рельефное изображение рисунка прожилок — для этой работы потребовалось высокое техническое мастерство. Саму фигурку Пальянов укрепил на прямоугольной контрастной подставке из кости коричневого цвета, имитирующей дерево.
Художник Никифор Пальянов учился косторезному мастерству в первой частной мастерской, которую открыла в Тобольске в 1874 году семья Овешковых. Считалось, что здесь у художника Ивана Овешкова прошли школу лучшие мастера дореволюционного косторезного тобольского промысла. Работа в мастерской значительно повлияла на формирование вкуса Никифора Пальянова — ему свойственны четкий художественный стиль и точная проработка всех деталей скульптуры.
Свое мастерство Пальянов продолжил повышать в «Образцовой сибирской мастерской» Ю.И. Мельгуновой, которая в 1893 году приехала в Тобольск из Петербурга. Мельгунова поставила свое дело с большим размахом. Она быстро наладила художественное производство скульптурок из кости и установила прочные связи с Петербургом, Москвой, Киевом, Ригой, Нижним Новгородом, Тюменью и Курганом.
В 1902 году «Ежегодник Тобольского губернского музея» писал: