Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Тобольский губернский музей»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Бабочка на пластинке

Время создания
конец XIX — начало ХХ века
Место создания
Тобольск, Россия
Размер
1,4х9,2х4,7 см
Техника
бивень мамонта, резьба объемная
1
Открыть в приложении
#1
Пальянов Н.У.
Бабочка на пластинке
#2
Скульптурная композиция «Бабочка на пластинке» из коллекции Тобольского губернского музея была выполнена тобольским косторезом Никифором Пальяновым. Точный год создания неизвестен, работа датируется концом XIX — началом XX века.

Для создания миниатюрной скульптуры автор использовал технику объемной резьбы, в качестве материала взял белый бивень мамонта. Кость мамонта мягче любой другой, легче обрабатывается, даёт возможность для применения различных техник, в том числе и техники рельефной резьбы. На крыльях бабочки мастер выполнил рельефное изображение рисунка прожилок — для этой работы потребовалось высокое техническое мастерство. Саму фигурку Пальянов укрепил на прямоугольной контрастной подставке из кости коричневого цвета, имитирующей дерево.

Художник Никифор Пальянов учился косторезному мастерству в первой частной мастерской, которую открыла в Тобольске в 1874 году семья Овешковых. Считалось, что здесь у художника Ивана Овешкова прошли школу лучшие мастера дореволюционного косторезного тобольского промысла. Работа в мастерской значительно повлияла на формирование вкуса Никифора Пальянова — ему свойственны четкий художественный стиль и точная проработка всех деталей скульптуры.

Свое мастерство Пальянов продолжил повышать в «Образцовой сибирской мастерской» Ю.И. Мельгуновой, которая в 1893 году приехала в Тобольск из Петербурга. Мельгунова поставила свое дело с большим размахом. Она быстро наладила художественное производство скульптурок из кости и установила прочные связи с Петербургом, Москвой, Киевом, Ригой, Нижним Новгородом, Тюменью и Курганом.

В 1902 году «Ежегодник Тобольского губернского музея» писал: 
#5
«По изяществу работы, разнообразию и рисункам изделия мастерской Мельгуновой выше работы других мастерских; по цене они менее доступны публике. Высокие цены владелица мастерской объясняет необходимостью долгой сушки и выдержки кости, приобретение рисунков и содержания лучших мастеров».
#6
Лучших тобольских резчиков, в том числе и Пальянова, привлекали к Юлии Мельгуновой более выгодные, чем в других мастерских, условия труда. При таких условиях изделия мельгуновской мастерской по качеству стояли выше изделий любой другой косторезной мастерской Тобольска, в том числе и мастерской Софьи Овешковой.
#7
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Бабочка на пластинке

Время создания
конец XIX — начало ХХ века
Место создания
Тобольск, Россия
Размер
1,4х9,2х4,7 см
Техника
бивень мамонта, резьба объемная
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%