Л. Собинов обладал голосом, который итальянцы определяют как «tenore di grazia» — лирический тенор, а в буквальном переводе — «тенор изящества». Природа голоса в известной степени ограничивает репертуар певца. Многие лирические тенора выходят за пределы круга, очерченного характером их голоса. Этим ни разу в жизни не погрешил Л. Собинов. Как в высшей степени чуткий художник, носивший в себе свой «высший суд», он понимал, что-то всякое насилие над голосом повлечет за собой сниженный художественный результат, хотя широкая публика может этого и не заметить.
Русские оперные композиторы мало писали для теноров (тем более для лирических), при сочинении опер они явно обнаруживали пристрастие к низким голосам. Из всей русской оперной музыки Собинов мог остановить свое внимание буквально на нескольких партиях. То, что он не мог найти в русской опере, он искал в русской вокальной камерной музыке.
Л. Собинов рано почувствовал, что обладание камерно-вокальным жанром открывает певцу большие возможности. Он много концертировал. Его первые шаги на концертной эстраде совпали с возникновением в Москве Кружка любителей русской музыки, который по имени его создателей и бессменных руководителей на протяжении двух десятков лет — Керзина Аркадия Михайловича и его супруги — талантливой музыкантши Марии Семёновны именовался Керзинским.
В задачи Кружка входила популяризация камерных произведений русских композиторов. Начиная с третьего музыкального собрания, самым активным и деятельным участником их становится Л. Собинов.
На протяжении 10 лет он был связан с кружком и за эти годы исполнил в его концертах 166 романсов, из них 151 — произведения русских композиторов — П. Чайковского, С. Рахманинова, М. Глинки, Ц. Кюи, М. Мусоргского, А. Даргомыжского, М. Балакирева и других.
Современники отмечали, что Собинов был непревзойденным интерпретатором музыкальных произведений, среди многих его достоинств особо подчеркивалась русская интонационность собиновского голоса.
В собраниях Кружка Собинов познакомился, а затем подружился с С.В. Рахманиновым. Рахманинов посвятил Собинову цикл из пяти романсов (ор. 34), в основу которой легли стихи русских поэтов — романтиков — А. Пушкина, А. Фета, Ф. Тютчева.
В личном архиве певца в РГАЛИ (Российский государственный архив литературы и искусства) имеются партитуры многих композиторов. Есть они и в коллекции музея. Композиторы посвящали артисту свои произведения, присылали ему свои нотные автографы, они хотели слышать свои творения в исполнении такого тонкого и блестящего певца, как Собинов. Многие сочинения становились по-настоящему известны и популярны среди ценителей русской камерной музыки после того, как появлялись в репертуаре Собинова.
Среди многочисленных посвящений артисту и вальс «Собинов» композитора А.К. Беккера.