Терентий Каллистратович Перезолов был выходцем из крепостных Нижнетагильского завода господ Демидовых. В конце XVIII века Перезоловы уже имели собственное предприятие по выделке и лакировке железных изделий. Терентий Каллистратович получил вольную, стал купцом, прошел обучение в Нижнетагильской школе живописи.
В 1820-х годах заводовладелец Николай Никитич Демидов поручил ему написать и отправить в Италию четыре работы с видами тагильского заводского поселка. Одна из них сохранилась до наших дней — это «Вид Нижнетагильского Высокогорского железного рудника».
Картина была написана в жанре индустриального пейзажа. Сюжетом стала добыча железной руды на Высокогорском руднике, который начали разрабатывать еще в 1721 году. Добыча производилась открытым способом, поскольку руда залегала неглубоко и местами выходила на поверхность. Работы на руднике имели сезонный характер и проводились с апреля по октябрь.
Работа была написана на железе, что типично для тагильских художников, хорошо владевших техникой письма по металлу. Подобного рода популяризация демидовского железа была дополнительной рекламой для владельцев завода. Изображение реалистично, художник стремился к точной передаче действительности. Он уделил внимание разнообразию горной местности, одежде и инструментам мастеровых, устройству повозок. Руду добывали вручную, применяя лишь самые примитивные орудия: кайла, кувалды, лопаты, бадьи.
В центре картины автор изобразил горный массив с площадками-уступами, на них — людей и лошадей. На переднем плане группа рабочих занята укреплением склона горной выработки бревнами. Открытая добыча руды включала несколько рабочих операций: это «кайловая» работа, «порохострельная», доставка и обжиг руды, последующая сортировка и доставка на заводской склад. Кайловая работа выполнялась мастеровыми в разных местах выработки, что и было отражено на картине.