Резную деревянную скульптуру «Распятие» изготовил неизвестный мастер в конце XVIII или начале XIX столетия. С лицевой стороны композиция объемная, оборот у нее плоский: вероятно, скульптуру ставили вплотную к стене или подвешивали. Основание выполнено в виде невысокого каменистого холма и символизирует Голгофу — гору, на которой, по Священному Писанию, распяли Иисуса Христа.
Крест в композиции восьмиконечный — это самый частый вариант в православии. Считается, что, кроме двух основных перекладин, орудие казни Христа имело еще две короткие, дополнительные: косая располагалась внизу, под ногами Спасителя, а прямую прибили над его головой. На нее поместили табличку с надписью на трех языках: «Иисус Назорей, царь Иудейский». Свиток с первыми буквами этой фразы автор скульптуры поместил над головой Христа.
Сам образ Иисуса выполнен в технике мелкой пластики. В отличие от большинства храмовых скульптур XVIII века, где детали намечали лишь условно, автор этой работы постарался максимально точно передать анатомические подробности. У его Христа тонкие руки, впалый живот, ребра проступают сквозь кожу. Голова Иисуса склонена вниз, глаза закрыты. Бедра прикрывает широкая полоса белой ткани: мастер тонким резцом наметил на ней складки. Алой краской изображены капли крови, которые стекают из ран на ладонях, ступнях, голове и под ребрами.
Деревянная православная скульптура была особенно популярна на северных территориях России. В отличие от иконописи, персонажей в ней было намного меньше: чаще всего резчики изображали Иисуса в темнице или на кресте, Богоматерь, Иоанна Богослова, Николая Угодника. Встречались и изваяния местных сибирских святых: митрополита Филарета, святителей Иоанна, Иннокентия, Филофея и других.
В некоторых губерниях принято было придавать скульптурам не традиционные византийские черты, а внешность тех коренных народов, которые там жили. До наших дней сохранились фигуры Христа с ярко выраженными башкирскими или коми-пермяцкими чертами.
Одеяния скульптур чаще всего вырезали из дерева, цельной деталью. Но иногда прихожане украшали их сами, шили детали одежды, обувь, жертвовали церкви драгоценные венцы для изваяний.
Крест в композиции восьмиконечный — это самый частый вариант в православии. Считается, что, кроме двух основных перекладин, орудие казни Христа имело еще две короткие, дополнительные: косая располагалась внизу, под ногами Спасителя, а прямую прибили над его головой. На нее поместили табличку с надписью на трех языках: «Иисус Назорей, царь Иудейский». Свиток с первыми буквами этой фразы автор скульптуры поместил над головой Христа.
Сам образ Иисуса выполнен в технике мелкой пластики. В отличие от большинства храмовых скульптур XVIII века, где детали намечали лишь условно, автор этой работы постарался максимально точно передать анатомические подробности. У его Христа тонкие руки, впалый живот, ребра проступают сквозь кожу. Голова Иисуса склонена вниз, глаза закрыты. Бедра прикрывает широкая полоса белой ткани: мастер тонким резцом наметил на ней складки. Алой краской изображены капли крови, которые стекают из ран на ладонях, ступнях, голове и под ребрами.
Деревянная православная скульптура была особенно популярна на северных территориях России. В отличие от иконописи, персонажей в ней было намного меньше: чаще всего резчики изображали Иисуса в темнице или на кресте, Богоматерь, Иоанна Богослова, Николая Угодника. Встречались и изваяния местных сибирских святых: митрополита Филарета, святителей Иоанна, Иннокентия, Филофея и других.
В некоторых губерниях принято было придавать скульптурам не традиционные византийские черты, а внешность тех коренных народов, которые там жили. До наших дней сохранились фигуры Христа с ярко выраженными башкирскими или коми-пермяцкими чертами.
Одеяния скульптур чаще всего вырезали из дерева, цельной деталью. Но иногда прихожане украшали их сами, шили детали одежды, обувь, жертвовали церкви драгоценные венцы для изваяний.