Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Музей истории православия Сибири»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Распятие

Время создания
конец XVIII — начало XIX века
Размер
68x33x4,5 см
Техника
резьба, раскраска
1
Открыть в приложении
#1
Распятие
#2
Резную деревянную скульптуру «Распятие» изготовил неизвестный мастер в конце XVIII или начале XIX столетия. С лицевой стороны композиция объемная, оборот у нее плоский: вероятно, скульптуру ставили вплотную к стене или подвешивали. Основание выполнено в виде невысокого каменистого холма и символизирует Голгофу — гору, на которой, по Священному Писанию, распяли Иисуса Христа.
 
Крест в композиции восьмиконечный — это самый частый вариант в православии. Считается, что, кроме двух основных перекладин, орудие казни Христа имело еще две короткие, дополнительные: косая располагалась внизу, под ногами Спасителя, а прямую прибили над его головой. На нее поместили табличку с надписью на трех языках: «Иисус Назорей, царь Иудейский». Свиток с первыми буквами этой фразы автор скульптуры поместил над головой Христа.
 
Сам образ Иисуса выполнен в технике мелкой пластики. В отличие от большинства храмовых скульптур XVIII века, где детали намечали лишь условно, автор этой работы постарался максимально точно передать анатомические подробности. У его Христа тонкие руки, впалый живот, ребра проступают сквозь кожу. Голова Иисуса склонена вниз, глаза закрыты. Бедра прикрывает широкая полоса белой ткани: мастер тонким резцом наметил на ней складки. Алой краской изображены капли крови, которые стекают из ран на ладонях, ступнях, голове и под ребрами.
 
Деревянная православная скульптура была особенно популярна на северных территориях России. В отличие от иконописи, персонажей в ней было намного меньше: чаще всего резчики изображали Иисуса в темнице или на кресте, Богоматерь, Иоанна Богослова, Николая Угодника. Встречались и изваяния местных сибирских святых: митрополита Филарета, святителей Иоанна, Иннокентия, Филофея и других.
 
В некоторых губерниях принято было придавать скульптурам не традиционные византийские черты, а внешность тех коренных народов, которые там жили. До наших дней сохранились фигуры Христа с ярко выраженными башкирскими или коми-пермяцкими чертами.
 
Одеяния скульптур чаще всего вырезали из дерева, цельной деталью. Но иногда прихожане украшали их сами, шили детали одежды, обувь, жертвовали церкви драгоценные венцы для изваяний.
#3
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Распятие

Время создания
конец XVIII — начало XIX века
Размер
68x33x4,5 см
Техника
резьба, раскраска
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%