Николай чудотворец в житии и чудесах
Время создания
конец XVIII века
Размер
124x84 см
Техника
Темперная живопись
Выставка
1
Открыть в приложении#6
Николай чудотворец в житии и чудесах
#7
#5
Икона «Николай Чудотворец в житии и чудесах» была создана палехскими умельцами по образцу «Акафиста Спасителю». Но она написана чуть позднее — в конце XVIII века. В Палехе её всегда называли «Акафист Николе». Под этим же названием ее упоминает Анатолий Бакушинский в книге «Искусство Палеха».
#8
В центре композиции находится средник с ликом святого — он называется «Никола оплечный». Вероятно, эту работу создали поволжские мастера. Изготовили ее в первой половине XVII века.
#9
Палехские мастера написали вокруг средника 38 клейм — то есть, отдельных сюжетов о жизни и чудесах святого. Среди них выделяется композиция «Всякое дыхание да хвалит Господа». Это самое большое клеймо, находящееся над средником. По размеру оно превосходит не только другие сцены, но даже сам средник с ликом. Композиция сцены занимает несколько ярусов. В ней запечатлены святые в похвальном предстоянии Христу. Название она получила по словам песнопения Иоанна Дамаскина.
#10
Остальные клейма рассказывают о житии Николая Чудотворца. Среди них особенно много сцен «спасения на водах». Композиции в клеймах грамотно скомпонованы и не выглядят перегруженными, хотя палехские мастера старались максимально насытить чудесные события интересными подробностями. Фигуры людей имеют слегка удлинённые пропорции и представлены в свободных поворотах, они не скованы в движениях.
#11
Фон на иконах Палеха, даже золотой, не исполняет роль плоского задника. Многие архитектурные детали тут изображены по диагонали вглубь, что подчеркивает глубину пространства. Палехский мастер использовал принцип разделения композиции на «планы» — первый, средний и дальний. В уличных сценах он как будто показал высоту неба и дали горизонта. Некоторые сцены художник перенес в интерьеры. Некоторые архитектурные постройки мастер срезал верхней границей клейма — этим он создал иллюзию расширяющегося пространства. Такой приём русские иконописцы позаимствовали у европейских гравюр.
#12
Исследователи особенно отмечали колорит иконы и ее декоративность, красочность. Мастера выполнили работу в светло-золотистой гамме — это соответствует традиции палехских икон конца XVIII века. Живописное решение тут основано на контрастах красного и зелёного. Каждый из этих цветов раскрыт в широком диапазоне оттенков.
#13
Образный строй иконы придаёт ей сходство с произведениями палешан, созданными на основе гимнической поэзии.
#14
Министерство культуры Российской Федерации
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Николай чудотворец в житии и чудесах
Время создания
конец XVIII века
Размер
124x84 см
Техника
Темперная живопись
Выставка
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться