Минея годовая
Время создания
1880-е
Размер
52,8x44,1 см
Техника
темперная живопись
Выставка
2
Открыть в приложении#1
Минея годовая
#2
#4
Икона «Минея годовая» написана на цельной кипарисовой доске в 1890-е годы. На обороте у неё есть подпись темными чернилами: «Работа палехских умельцев 90 х годов прош. стол…».
#5
Там же автор надписи Николай Зиновьев сообщает, что доличное письмо выполнил Михаил Зиновьев из Дягилева, надписи создал Василий Карпёнков из Ковшово, а лики написал Василий Маркичев из Палеха (традиционно над одной иконой трудились сразу несколько мастеров: один писал только открытые части тела и лицо святого — его называли «личник»; другой работал над всеми деталями кроме лика и других открытых частей — его называли «доличник»). Но исследователи не спешат утверждать, что авторство определено достоверно, так как надпись была сделана намного позже, чем сама икона.
#6
Минея — это икона-календарь, она содержит даты важных церковных праздников. Каждому месяцу тут отведено по четыре строки, которые объединяются в отдельную композицию — клеймо.
#7
В центральном клейме расположены сразу две сцены: они не относятся к календарю, и изображают Восстание Христа от гроба и Сошествие во ад. В обеих частях Спаситель написан в полный рост и окружен сиянием овальной славы. Наверху Он стоит во гробе. Внизу — попирает перекрещенные створки врат ада. Вход в ад изображен в виде трёхлопастной арки, увенчанной двумя щипцами. Художник написал его справа от верхней фигуры Христа. Один из ангелов открывает этот вход. Ниже из зверообразной пасти ада исходят праотцы и праведные жёны. Слева от Христа вереница праведников поднимается в рай.
#8
Вокруг главного клейма написаны сцены Страстей Христовых. Их названия выведены черной краской на белых плакетках.
#10
Двенадцать остальных клейм посвящены двенадцати месяцам. Клейма нужно читать построчно, слева направо. Интересно, что год в минее начинается с сентября. Дело в том, что на Руси долгое время первым месяцем считался сентябрь — по образцу календаря Александрийской церкви. Многие старообрядцы сохранили эту традицию даже после 1700 года, когда Пётр I приказал отсчитывать год с 1 января.
#11
Многие церковные праздники посвящены русским и византийским святым. Художники изобразили фигуры этих святых под определённым числом месяца. Иногда к изображениям людей они добавляли сюжетную композицию. Скалы, травы, деревья и другие элементы пейзажа сохранили типичные иконописные формы. Над миниатюрными изображениями художники поместили названия праздников и имена святых, прописав их чёрной краской.
#12
Лики всех персонажей написаны по традиционной схеме: первоначально тёмно-оливковый санкирь, на нём — тёмно-коричневая охра. Художники проработали черты лиц — глаза, носы, губы — чёрным пигментом. Блики и высветления они сделали белильными точками и штрихами. Складки одеяний дополнены творёным золотом. Творёное золото — это особым способом приготовленная золотая краска. Ее делают из настоящего золота, перетирая его в мелкий порошок.
#13
Икону передала музею Любовь Андреева-Дельмас в 1965 году.
#14
Министерство культуры Российской Федерации
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Минея годовая
Время создания
1880-е
Размер
52,8x44,1 см
Техника
темперная живопись
Выставка
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться