Не рыдай мене, Мати
Время создания
1769
Размер
36,5x31 см
Техника
Темперная живопись
Выставка
1
Открыть в приложении#1
Илья Балякин
Не рыдай Мене, Мати
#3
#4
Икону «Не рыдай мене, Мати» выполнил палехский мастер Илья Балякин. Он написал ее для Крестовоздвиженского храма в 1769 году. Работа считается первой известной подписанной и датированной иконой Палеха.
#5
Название иконы связано с песнопениями Страстной недели. В это время в церквях поют канон — так называется жанр хвалебных песен святым. Песни канона состоят из разных частей со своими названиями: ирмоса (то есть зачина) и тропарей (последующих строф). Икона «Не рыдай мене, Мати» демонстрирует один из ирмосов канона во время Великой субботы перед Пасхой: «Не рыдай мене, мати, зрящи во гробе, его же во чреве без семени зачала еси сына; восстану бо и прославлюся и вознесу со славою, непрестанно яко Бог, верою и любовию тя величающия».
#6
Эта работа считается лучшим произведением так называемого «фряжского» стиля в коллекции музея. «Фряжским письмом» называют иконописную манеру, которая отличается достоверностью в передаче пейзажа, архитектуры и фигур. Оно выросло из знакомства русских художников с картинами европейцев — во времена Возрождения западные художники начали моделировать объемы светом и тенью, использовать приемы линейной перспективы для передачи глубины пространства. С XVII века эта манера пришла и в Россию.
#7
Илья Балякин выполнил икону с образца западноевропейской религиозной живописи. Ее сюжет — вариант композиции «Оплакивание». Художник так построил изображение, чтобы акцентировать внимание на лике Богоматери. Она молода и прекрасна, в её лице нет драматической напряжённости — есть лишь светлая печаль. Голова Христа тихо покоится на её руке — Спаситель больше не чувствует крестных мучений. Художник изобразил Его фигуру в нескольких ракурсах. Из-за этого кажется, что тело не соскальзывает вниз, а возносится вверх.
#8
Согласно иконописным правилам, действие сюжета происходит на фоне архитектурного и природного пейзажа. Но формы его более реалистичны, чем было принято в древней русской традиции. Например, горки тут без «пяточек» и «лещадок» (так в русских иконах называются плоскости в рельефе гор, похожие на ступеньки). Кроме того, художник не стал расписывать золотом элементы пейзажа, как это принято в иконописи Палеха.
#9
Интересно, что лики святых художник выполнил мягко и живописно, в манере древнерусских мастеров. Художник положил на них легкие пробела́ белилами — светлые пятна, подчеркивающие объем и постепенно переходящие в тень. Подобные приемы наложения пробело́в — характерная черта иконописи Палеха во второй половине XVIII века.
#10
Министерство культуры Российской Федерации
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Не рыдай мене, Мати
Время создания
1769
Размер
36,5x31 см
Техника
Темперная живопись
Выставка
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться