В XVII веке церковь вела борьбу со скульптурами, которые изображали человека: в них видели влияние католичества и языческих верований. Их запрещали изготавливать, а существующие статуи уничтожали. Несмотря на это, мастера все равно делали деревянные фигуры для церквей, и несколько редких скульптур дошли до нашего времени. Они сохранились в основном в коллекциях музеев.
В экспозиции Касимовского историко-культурного музея-заповедника есть образец церковной полихромной скульптуры XVII века — Никола Можайский, один из образов Святителя Николая Чудотворца.
Никола Можайский изображен в полный рост с поднятыми и раскинутыми в сторону руками: в правой он держал меч, а в левой — «град», изображение храма-крепости, которое символизировало город Можайск. Сейчас эти элементы утрачены. Чудотворец одет в праздничное красное облачение, а его голову венчает корона.
Святой Николай родился в конце III века в городе Патара в Малой Азии, на территории современной Турции. Он служил архиепископом в соседнем городе Мира. На Руси образ Николая стал популярным с XVI века. Тогда, по легенде, Святой Николай появился в небе и спас Можайск от татаро-монгольского нашествия. Предание гласит, что, когда вражеские войска осадили город, жители стали молиться святому и просить его о помощи. Вдруг в небе над собором возник Святой Николай в грозном виде, с мечом и церковью в руках. Враги в ужасе отступили.
До этого случая Святого Николая чаще изображали с десницей — правой рукой в благословляющем жесте. В левой руке он держал Евангелие. После чуда в Можайске канон изменился: в руки святого вложили меч и «град», а сам Николай Чудотворец стал покровителем города.
До революции Николу Можайского почитали как Рождественского деда. В житии святого сохранилось предание, что он помогал бедным семьям и подбрасывал подарки для детишек накануне Рождества Христова. В 1929 году в СССР официально запретили праздновать церковные праздники, а несколько лет спустя решили проводить новогодние елки. Тогда появился привычный для нас образ Деда Мороза.
В экспозиции Касимовского историко-культурного музея-заповедника есть образец церковной полихромной скульптуры XVII века — Никола Можайский, один из образов Святителя Николая Чудотворца.
Никола Можайский изображен в полный рост с поднятыми и раскинутыми в сторону руками: в правой он держал меч, а в левой — «град», изображение храма-крепости, которое символизировало город Можайск. Сейчас эти элементы утрачены. Чудотворец одет в праздничное красное облачение, а его голову венчает корона.
Святой Николай родился в конце III века в городе Патара в Малой Азии, на территории современной Турции. Он служил архиепископом в соседнем городе Мира. На Руси образ Николая стал популярным с XVI века. Тогда, по легенде, Святой Николай появился в небе и спас Можайск от татаро-монгольского нашествия. Предание гласит, что, когда вражеские войска осадили город, жители стали молиться святому и просить его о помощи. Вдруг в небе над собором возник Святой Николай в грозном виде, с мечом и церковью в руках. Враги в ужасе отступили.
До этого случая Святого Николая чаще изображали с десницей — правой рукой в благословляющем жесте. В левой руке он держал Евангелие. После чуда в Можайске канон изменился: в руки святого вложили меч и «град», а сам Николай Чудотворец стал покровителем города.
До революции Николу Можайского почитали как Рождественского деда. В житии святого сохранилось предание, что он помогал бедным семьям и подбрасывал подарки для детишек накануне Рождества Христова. В 1929 году в СССР официально запретили праздновать церковные праздники, а несколько лет спустя решили проводить новогодние елки. Тогда появился привычный для нас образ Деда Мороза.