В экспозиции Касимовского музея-заповедника можно увидеть традиционный костюм крестьянки Касимовского уезда Рязанской губернии XIX века. Его обязательной частью был навершник — деталь одежды, которую надевали поверх рубахи и поневы. Его рукава были короче, чем у рубахи, или совсем отсутствовали. Парадные навершники шили из белого холста — плотной, чаще всего льняной или конопляной, ткани с полотняным переплетением нитей, внахлест. Сначала материал ткали дома, а позже — на фабриках.
Средняя длина предмета одежды составляла 80 сантиметров — он доходил крестьянкам до бедер или опускался чуть ниже. Будничные навершники шили из пестряди — грубой домотканой ткани из разноцветных ниток. Существовало несколько видов одеяния, в зависимости от кроя. Туникообразные навершники создавали прямыми. Круглые шили расклешенными книзу. А «клинники» кроили с разрезом сзади — он образовывал два больших клина.
Навершники имели овальный или квадратный вырез с небольшим разрезом спереди, который застегивался на пуговицу. Иногда разрез располагали на левой стороне груди — в подражание мужским рубахам.
Навершник был завершающим слоем женского костюма, поэтому его богато украшали дополнительными деталями: ткаными узорами, вышивкой, кружевом, тесьмой, блестками, бисером и бахромой. Декор размещали повсюду: на воротнике и плечах, на боках и спине. Когда мастерицы сшивали куски ткани, они вставляли специальные плетеные кружевные прошвы или узорные полосы, как у навершника из коллекции музея. Швы декорировали по краям разноцветными нитями. По узорам на навершнике можно было определить, откуда родом его владелица и сколько ей лет.
В различных районах Рязанской губернии навершники имели разные названия. Например, в Егорьевском уезде их называли «нагрудень», «нагрудник», «сарафан». В Раненбургском и Данковском предмет одежды именовали «нагрудень», «нагрудник». В Сапожковском — «навершник», «носов», «носовец», «носовчик», «нагрудник», «нагрудень». В Касимовском уезде одеяние называли «шорган», «гунька», «сарафан», «нагрудник», «носовчик», «носовка», в Шацком — «носовчик», «нагрудник», а в Скопинском — «кодман».
Средняя длина предмета одежды составляла 80 сантиметров — он доходил крестьянкам до бедер или опускался чуть ниже. Будничные навершники шили из пестряди — грубой домотканой ткани из разноцветных ниток. Существовало несколько видов одеяния, в зависимости от кроя. Туникообразные навершники создавали прямыми. Круглые шили расклешенными книзу. А «клинники» кроили с разрезом сзади — он образовывал два больших клина.
Навершники имели овальный или квадратный вырез с небольшим разрезом спереди, который застегивался на пуговицу. Иногда разрез располагали на левой стороне груди — в подражание мужским рубахам.
Навершник был завершающим слоем женского костюма, поэтому его богато украшали дополнительными деталями: ткаными узорами, вышивкой, кружевом, тесьмой, блестками, бисером и бахромой. Декор размещали повсюду: на воротнике и плечах, на боках и спине. Когда мастерицы сшивали куски ткани, они вставляли специальные плетеные кружевные прошвы или узорные полосы, как у навершника из коллекции музея. Швы декорировали по краям разноцветными нитями. По узорам на навершнике можно было определить, откуда родом его владелица и сколько ей лет.
В различных районах Рязанской губернии навершники имели разные названия. Например, в Егорьевском уезде их называли «нагрудень», «нагрудник», «сарафан». В Раненбургском и Данковском предмет одежды именовали «нагрудень», «нагрудник». В Сапожковском — «навершник», «носов», «носовец», «носовчик», «нагрудник», «нагрудень». В Касимовском уезде одеяние называли «шорган», «гунька», «сарафан», «нагрудник», «носовчик», «носовка», в Шацком — «носовчик», «нагрудник», а в Скопинском — «кодман».