В коллекции Касимовского музея-заповедника хранится патефон «Дружба», который производили на Ленинградском патефонном заводе в 1930–1960-х годах.
Первые патефоны стала выпускать в начале ХХ века французская фирма «Патэ» — ее основали два брата, Шарль и Эмиль Патэ. Компания быстро стала известной во всем мире, она поставляла свою продукцию в разные страны, в том числе в Россию.
Новое устройство представляло собой переносной компактный вариант граммофона. C его помощью можно было прослушивать виниловые пластинки. Патефоны были механическими, их запускали с помощью пружины: справа была рукоятка, которая контролировала ее напряжение. Рукоятку нужно было закрутить, а потом отпустить — патефон играл, пока пружина раскручивалась и возвращалась в исходное положение. В среднем одного завода хватало, чтобы прослушать одну сторону пластинки.
Рупор патефона был складным и прятался внутрь — за счет этого устройство было меньше по размеру, чем граммофон. Корпус представлял собой кожаный футляр, который напоминал чемодан. Сбоку была ручка, которая позволяла носить патефон с собой.
Устройство часто включали в общественных местах — например, под звуки патефона танцевали в парках и во дворах. Его звук был достаточно громким, но при этом уровень громкости не регулировался.
Большое значение патефон приобрел во время Великой Отечественной войны. Бойцы на фронте слушали пластинки во время отдыха: музыка помогала отвлечься от тяжелого положения, а патриотические песни поднимали боевой дух. Ветераны вспоминали случаи, когда солдаты обменивали хлеб на пластинки, чтобы услышать знакомые мелодии.
Часто можно увидеть патефоны на фотографиях военного времени, а также услышать о них в песнях тех лет. Например, Леонид Утесов в песне «Днем и ночью» пел о том, как солдаты слушали музыку во время освобождения Варшавы:
Первые патефоны стала выпускать в начале ХХ века французская фирма «Патэ» — ее основали два брата, Шарль и Эмиль Патэ. Компания быстро стала известной во всем мире, она поставляла свою продукцию в разные страны, в том числе в Россию.
Новое устройство представляло собой переносной компактный вариант граммофона. C его помощью можно было прослушивать виниловые пластинки. Патефоны были механическими, их запускали с помощью пружины: справа была рукоятка, которая контролировала ее напряжение. Рукоятку нужно было закрутить, а потом отпустить — патефон играл, пока пружина раскручивалась и возвращалась в исходное положение. В среднем одного завода хватало, чтобы прослушать одну сторону пластинки.
Рупор патефона был складным и прятался внутрь — за счет этого устройство было меньше по размеру, чем граммофон. Корпус представлял собой кожаный футляр, который напоминал чемодан. Сбоку была ручка, которая позволяла носить патефон с собой.
Устройство часто включали в общественных местах — например, под звуки патефона танцевали в парках и во дворах. Его звук был достаточно громким, но при этом уровень громкости не регулировался.
Большое значение патефон приобрел во время Великой Отечественной войны. Бойцы на фронте слушали пластинки во время отдыха: музыка помогала отвлечься от тяжелого положения, а патриотические песни поднимали боевой дух. Ветераны вспоминали случаи, когда солдаты обменивали хлеб на пластинки, чтобы услышать знакомые мелодии.
Часто можно увидеть патефоны на фотографиях военного времени, а также услышать о них в песнях тех лет. Например, Леонид Утесов в песне «Днем и ночью» пел о том, как солдаты слушали музыку во время освобождения Варшавы: