Кукла нгухуко была традиционной детской игрушкой ненцев. Ее делали на основе клюва водоплавающей птицы. Для куклы-мужчины использовали надклювье (верхнюю пластину клюва) гуся, для куклы-женщины — утки, для куклы-ребенка — мелких птиц. Иногда использовали клюв с остатками оперения со лба.
Использование для игрушки частей тела водоплавающих птиц имело сакральное значение, поскольку эти пернатые были связаны сразу с тремя стихиями: землей, водой и воздухом. Ненцы верили, что зимой птицы отправлялись на юг, к духам предков, а по весне возвращались обратно к людям. Поэтому они они были достаточно сильны, чтобы защитить ребенка от напастей и злой нечистой силы. При этом ненцы не изображали на нгухуко лицо. По поверьям, кукла не должна была «видеть», иначе она могла ожить и забрать душу ребенка.
Туловище куклы высотой около 15–20 сантиметров создавали из лоскута материи — сукна или драпа. Его оборачивали в виде юбки вокруг основания надклювья, подшивали и дополнительно приматывали к нему лентой из ткани, которая изображала воротник.
У таких кукол, как правило, не было конечностей. Руки иногда обозначали рукавами, а ноги будто скрывались под широким подолом платья или шубки.
Нгухуко одевали и украшали мехом, бусами, бисером, разноцветными лентами из разных тканей. Обычно использовали нечетное число лент, иногда их покрывали треугольным орнаментом. Нгухуко из коллекции музея города Муравленко сшита из ткани двух цветов — зеленого и красного. Лоскуты разделяет бисерная вышивка.
В ненецких семьях девочек рано начинали готовить к роли хозяек. Делая одежду для нгухуко, они под руководством матери или старшей сестры уже с пяти-шести лет учились шить, кроить, подбирать украшения. Наряды для нгухуко создавали по образу и подобию настоящих национальных костюмов.
Со временем у девочек появлялись целые кукольные семьи — со взрослыми, детьми и стариками. Для нгухуко изготавливали маленькие чумы, лодки, нарты с игрушечными оленями и даже предметы быта: посуду из рыбьих позвонков или бересты, топоры, рыболовные сети и многое другое.
Использование для игрушки частей тела водоплавающих птиц имело сакральное значение, поскольку эти пернатые были связаны сразу с тремя стихиями: землей, водой и воздухом. Ненцы верили, что зимой птицы отправлялись на юг, к духам предков, а по весне возвращались обратно к людям. Поэтому они они были достаточно сильны, чтобы защитить ребенка от напастей и злой нечистой силы. При этом ненцы не изображали на нгухуко лицо. По поверьям, кукла не должна была «видеть», иначе она могла ожить и забрать душу ребенка.
Туловище куклы высотой около 15–20 сантиметров создавали из лоскута материи — сукна или драпа. Его оборачивали в виде юбки вокруг основания надклювья, подшивали и дополнительно приматывали к нему лентой из ткани, которая изображала воротник.
У таких кукол, как правило, не было конечностей. Руки иногда обозначали рукавами, а ноги будто скрывались под широким подолом платья или шубки.
Нгухуко одевали и украшали мехом, бусами, бисером, разноцветными лентами из разных тканей. Обычно использовали нечетное число лент, иногда их покрывали треугольным орнаментом. Нгухуко из коллекции музея города Муравленко сшита из ткани двух цветов — зеленого и красного. Лоскуты разделяет бисерная вышивка.
В ненецких семьях девочек рано начинали готовить к роли хозяек. Делая одежду для нгухуко, они под руководством матери или старшей сестры уже с пяти-шести лет учились шить, кроить, подбирать украшения. Наряды для нгухуко создавали по образу и подобию настоящих национальных костюмов.
Со временем у девочек появлялись целые кукольные семьи — со взрослыми, детьми и стариками. Для нгухуко изготавливали маленькие чумы, лодки, нарты с игрушечными оленями и даже предметы быта: посуду из рыбьих позвонков или бересты, топоры, рыболовные сети и многое другое.